andresol: (Default)
[personal profile] andresol
1. Мы прилетели в Париж в субботу утром и улетели тоже в субботу утром, через две недели. Из тринадцати полных дней два были солнечные, один дождливый и десять разной степени пасмурности:



2. Можно ли осмотреть Париж за две недели? Более-менее. Зависит от интересов. В моём списке обязательных к посещению мест, составленном в том числе по советам в жж, я вычеркнул всё:



3. Понравился ли нам Париж? О да. Если знать французский, там можно даже жить. В эту поездку мы повидали многое, а сколько ещё не видели. Вот карта наших прогулок, в которых мой брат запускал AllTrails:



4. День 0, 29 ноября, суббота. Волнение от встречи с новым городом всегда смешивается с усталостью от перелёта. Пока мой брат катил чемодан по бульварам от Северного вокзала до Hotel George - Astotel в 9-м округе, Париж показался мне суетливым и неопрятным. Азиатского вида француз на стойке регистрации любезно предложил кофе и согласился спрятать наш чемодан и рюкзаки в каморке, пока не будет готова комната:



5. Первым местом, куда мы отправились в Париже, была Капелла Покаяния (Chapelle expiatoire), построенная на месте первоначального захоронения Людовика XVI и Марии-Антуанетты после казни. Не самый очевидный выбор. Туда заглянут от силы 0,1% парижских туристов, но я хотел проверить, работает ли пропуск в музеи Passion Monuments, который оказался полезной штукой:



6. После посещения куда более известной и внушительной церкви Мадлен мы вышли на площадь Согласия. На фоне неба цвета ноября первый раз в жизни я увидел Эйфелеву башню – настоящую, а не лас-вегасскую подделку:



7. Моя головная боль усилилась. Я присел на лавочке в церкви Святого Роха, защитника от чумы, но помогало плохо, и мы направились прямо на кладбище Монмартра. Там, среди живописных псевдоготических склепов и последней осенней листвы, мне полегчало, и я окончательно осознал, что нахожусь в культурно-историческом узле. Немало кладбищ посетили мы в этой поездке, но монмартрское самое красивое:



8. И самое близкое к нашему отелю. Комната оказалась не такой уж маленькой, но подробнее об отеле я расскажу в посте о расходах. Вечером нулевого дня сил хватило только на поход под дождём в магазин Carrefour Market Rochechouart.



9. День 1, 30 ноября, воскресенье был одним из двух солнечных дней. Мы поднялись затемно и после отельного завтрака, начинавшегося в 7 утра, двинулись по пробуждающемуся Парижу к Триумфальной арке.



10. Подъём на неё открывался в 10, поэтому мы успели дойти до Булонского леса и обойти по лужам музей Луи Виттон, спроектированный Фрэнком Гери. В поездках мы по возможности посещаем его здания, а в Праге даже жили в отеле «Танцующий дом». Фонд Луи Виттон стал последней работой, которую мы видели при жизни архитектора: Фрэнк Гери скончался 5 декабря в возрасте 96 лет:



11. Затем мы вернулись к Триумфальной арке. Не все в курсе, что в её ногах находятся винтовые лестницы, по которым туристы могут подняться на 50 метров на смотровую площадку:



12. Виды на все стороны, да ещё в погожий день, оказались одними из лучших в Париже:



13. Поездка переключилась на мажорный лад и продолжилась посещением «Свадьбы Фигаро» Моцарта в Опере Гарнье. Потолок в зрительном зале расписал Марк Шагал, а люстра вдохновила Гастона Леру на написание «Призрака оперы». Подробнее о концертах мне придётся рассказывать в другой раз, иначе с лирическими отступлениями я буду писать этот пост дольше, чем мы были в Париже.



14. Воскресенье завершила прогулка по ночному Монмартру с посещением базилики Сакре-Кёр:



15. День 2, 1 декабря, понедельник. По понедельникам многие парижские музеи закрыты, поэтому мы пошли в тот, который был открыт и не требовал резервирования – Музей армии в Доме инвалидов (Les Invalides):



16. Больше всего нас впечатлила расположенная под позолоченным куполом могила Наполеона – настоящий храм, чтобы вызывать дух знаменитого полководца:



17. Возвращаться в отель было ещё рано, и мы отправились в Музей Оранжери, где целый этаж отдан под кувшинки Моне. Очередь в музей была большая, а сам музей откровенно не большой. Если у меня дойдут руки сделать рейтинг музеев, Оранжери в нём высоко не поднимется:



18. Вечером у нас был первый концерт в Парижской филармонии: Третья симфония Бетховена и «Реквием» Керубини. Современно выглядящий концертный зал открылся в парке Ла-Виллет на окраине Парижа в 2015 году, и мы, чтобы не мелочиться, побывали там в общей сложности на четырёх концертах:



19. День 3, 2 декабря, вторник. С утра посетили Musée des arts et métiers: я знаю, что он переводится как Музей искусств и ремёсел, но мне так и хочется назвать его Музеем мер и весов, потому что в нём собраны исторические научные приборы и технические штуки. Целое собрание артефактов от калькулятора Паскаля и лаборатории Лавуазье:



20. До «Синематографа» братьев Люмьер и оригинального маятника Фуко, подвешенного в захваченном музеем здании соседней церкви, которое они набили экспонатами под самую крышу (найдите Статую Свободы):



21. А потом мы на два часа засели во французском ресторане Bouillon Julien. О ресторанах будет отдельный пост, грозящий стать самым популярным. Пока отмечу, что бургундские улитки выглядят страшно, а на вкус ничего особенного не представляют:



22. Ехать в Жиф-сюр-Иветт, где мой брат проходил стажировку в Inria, было поздновато, да и что там делать, кроме ностальгических поисков «курятника», в котором он жил. Поэтому мы поехали в Со, где посетили местный замок (Château de Sceaux) и места, связанные с Марией Кюри, о которой я хочу написать ещё один парижский пост:



23. В День 4, 3 декабря, среду мы начали посещать места из моего списка Must See. Зашли в Собор Парижской Богоматери, который мне проще называть Нотр-Дам без «де-Пари». Очередь для туристов с резервацией была короткой, а посетителей без резервации пускали в левую дверь без очереди.



24. Я не бывал в соборе до пожара и реновации. Есть мнение, что сейчас он выглядит как новодел, в котором не осталось средневекового готического духа. Мне так не показалось:



25. На осмотр собора у нас ушло 20 минут, а затем мы обошли острова Сите и Сан-Луи и поднялись на смотровую Института арабского мира (и там же сходили в туалет). В 11:30 у нас был запланирован подъём на башни Нотр-Дам, доступ на которые возобновили только в этом сентябре с обязательным резервированием за несколько дней. Поднявшись по 424 ступенькам на верх южной башни, наслаждаешься самыми парижскими видами в компании химер и гаргулей:



26. На самом верху разрешают пробыть всего 5 минут, но это одно из самых, если не самое понравившееся мне место в Париже, где мой брат сделал заглавное фото для поста.



27. Пообедав на том же острове Сите, мы побывали в Святой капелле (Сент-Шапель), возведённой Людовиком Святым в 13 веке для хранения Тернового венца:



28. Несмотря на зеркально замаскированные реставрационные работы (в дальнем правом углу), обилие витражей впечатляет. В тот же билет входил бывший королевский замок Консьержери, знаменитый в первую очередь как тюрьма времён Революции, где была заключена перед казнью Мария-Антуанетта. Мне он больше понравился снаружи, а внутри пустовато:



29. В тот день мы не ездили на метро и прошли миль 15 не меньше. Вечером сходили на комическую оперу Оффенбаха «Робинзон Крузо» в Театре Елисейских полей.



30. Возвращались пешком вдоль Сены с видами на вращающую синим лучом Эйфелеву башню, на которую собирались подняться в следующий День 5, 4 декабря, четверг.



31. За две недели до поездки появились дополнительные билеты на самый верх башни, и мы купили их на самый солнечный по прогнозам день. Прогноз успел десять раз поменяться, и с утра лил мелкий дождь. Мы доехали до Эйфелевой башни на метро и с ужасом наблюдали, как её верхушка погружается в быстро плывущие облака:



32. К счастью, пока мы поднимались по лестнице на второй этаж, мёрзли там, прежде чем сесть на лифт до вершины, облака стали рассеиваться. Вначале виды были импрессионистические:



33. Но чем дальше, тем яснее становилось небо. Проявились небоскрёбы делового квартала Дефанс и Фонд Луи Виттон. По цене одного мы получили два вида с Эйфелевой башни: облачный и просто пасмурный:



34. В отеле моему брату загорелось вернуться на кладбище Монмартр, чтобы найти могилу подзабытого композитора Шарля Валантена Алькана, которую мы пропустили в первый раз. На официальной карте её нет, и в интернете находятся только общие описания, где её искать. Пишут, что её вообще хотели снести, но вмешалось Алькановское общество. Могилу мы, разумеется, нашли, иначе бы я о ней не писал. Ничем не примечательная плита. Заодно ещё раз прошлись по Монмартру:



35. А вечером был второй поход в Филармонию, где молодой финский дирижёр Клаус Мякеля и пожилая японско-британская пианистка Мицуко Учида исполнили 17-й концерт Моцарта. В моём рейтинге парижских концертов я поставлю его на первое место, но у моего брата другой фаворит.



36. Утро Дня 6, 5 декабря, пятницы было солнечное. Мы продолжили могильную тему прогулкой по кладбищу Монпарнас с видами на одноимённый небоскрёб, на который мы так и не поднялись:



37. Через Люксембургский сад перебрались на правый берег Сены, где зашли в Дворец Морского министерства (Hôtel de la Marine) на площади Согласия. Этот музей входит в Passion Monuments, и изначально в 18 веке там располагался королевский Garde-Meuble: в Garde-Robe хранят королевскую одежду, а в гарде-мёбеле – мебель. Министерство съехало в 2015 году, и после реставрации туристов допустили в комнаты интенданта гарде-мёбеля:



38. В церемониальные залы министерства из серии «так жить нельзя»:



39. И к колоннаде Grand Loggia с видами на площадь Согласия:



40. После обеда мы выстроились в очередь в Лувр. Концерта в тот день не было, Лувр был открыт до 9 вечера, поэтому мы взяли билеты на 15:30, прекрасно зная, что даже по самому большому музею в мире мы не проходим дольше четырёх часов:



41. Завышенных ожиданий от Лувра у меня не было. Нас в искусстве интересует более поздний период, за которым мы пойдём в музей Орсе. В Лувре посмотрели для галочки на стелу с законами Хаммурапи, «Плот “Медузы”» (слишком тёмный и помятый) и мраморных греческих богинь с руками и без:



42. Единственная очередь стояла к «Моне Лизе». Мы не стали близко подходить. Другие картины Леонардо висят в общем коридоре, и до них мало кому есть дело. Я тоже не фанат:



43. День 7, 6 декабря, суббота был бродительным, без музеев. Мы доехали до Jardin des Poètes в Булонском лесу, где отыскали бюст Пушкина, и перешли на вытянутый искусственный Лебединый остров с уменьшенной копией Статуей Свободы, которую американцы подарили Парижу в благодарность за большую нью-йоркскую Статую Свободы, которую Франция подарила США:



44. Далее наш путь лежал на небольшое кладбище Пасси и площадь Трокадеро с дворцом Шайо, построенным к международной выставке 1937 года, который я прозвал «ВДНХ». Там, где советский павильон с «Рабочим и колхозницей» стоял напротив немецкого павильона с гигантским орлом, афрофранцузы нелегально торгуют китайскими моделями Эйфелевой башни:




45. Мимо консерватории Рахманинова и площади Томаса Джефферсона, мы вышли к Триумфальной арке, а оттуда прямой дорогой дошагали до Большой арки Дефанс:



46. Посреди небоскрёбов спрятались современные скульптуры. «Красный паук» Александра Колдера, ради которого я добавил Дефанс в свой список, оказался выцветшим. Пора его перекрашивать:



47. Перед вечерним концертом в Филармонии, состоявшим исключительно из произведений Брамса, успели немного погулять по Монмартру.



48. День 8, 7 декабря, воскресенье был тот самый дождливый день. До обеда мы просидели в отеле, читая накопившиеся новости и посты, а затем поехали на концерт в La Seine Musicale («Музыкальную Сену») – новый концертный зал на острове посреди реки в парижском пригороде Булонь-Бийанкур. Как я увидел в Википедии фото этого «яйца» с парусом из солнечных батарей, так и захотел в нём побывать. На нашу поездку выпал концерт из кантат Баха и Телемана.



49. К вечеру дождь прекратился, и мы доехали не до отеля, а до «л’Этуаль», где снова поднялись на Триумфальную арку. Я думал, что мы выгодно воспользуемся пропуском Passion Monument, но в первое воскресенье месяца многие парижские музей бесплатны. Наверху собралась толпа, чтобы наблюдать как в начале часа Эйфелева башня покроется «мурашками»:





50. К отелю мы шли мимо охраняемого Елисейского дворца и рождественских огоньков дорогих универмагов:



51. День 9, 8 декабря, понедельник начался с поездки в Венсенский замок, знакомый мне по книгам «Проклятые короли». От тогдашнего замка почти ничего не осталось, а нынешняя башня-донжон знаменита тем, что в ней сидел и писал книги маркиз де Сад. Его камера является главной достопримечательностью, а на самый верх без тура подняться не дают.



52. Посетили местную часовню, которая тоже называется Сент-Шапель, но не так впечатляет, как её тёзка на острове Сите:



53. Через облюбованный бомжами Венсенский лес дошли до парка Берси, где пообедали. Далее очутились на площади Бастилии с Июльской колонной в память революции 1830 года:



54. Там же находится современное здание парижской оперы (Опера Бастилии). Архитектурно оно проигрывает Опере Гарнье. Мы вернулись туда вечером понедельника на «Тоску» Пуччини. Вокруг этого спектакля с Йонасом Кауфманом в роли художника Каварадосси была спланирована эта поездка в Париж. Кауфман не отменил.



55. День 10, 9 декабря, вторник – второй солнечный день. На него выпала поездка в Базилику Сен-Дени – место захоронения почти всех французских королей и «отправную точку архитектуры готического стиля»:



56. Многие пугали, что Сен-Дени – страшное, криминальное место, куда белые люди не заходят. Мы ничего такого не заметили. Центр приятный, не хуже остального Парижа. И самый красивый брутализм:



57. Назад по той же 13-й ветке метро мы проехали до музея Родена. Где посмотрели как очень известные скульптуры, так и менее распиаренные работы мастера:



58. Пока обедали и шли оттуда до Монмартра, наступило время заката, который мы посмотрели, поднявшись под купол базилики Сакре-Кёр:



59. День 11, 10 декабря, среда начался с музея Орсе, куда мы пришли к открытию в 9:30 утра. Снова без резервирования могли пройти быстрее, чем с заранее купленными билетами. Музей расположен в здании бывшего железнодорожного вокзала и гордится своей коллекцией импрессионистов:



60. И постимпрессионистов. Ван Гогу выделен отдельный зал, где ожидаемо было больше всего посетителей:



61. Мы обошли музей за свои честные четыре часа и отправились обедать в «историческое» заведение Le Procope. Еда была самая интересная, но и самая дорогая.



62. А вечером у нас был завершающий концерт в Филармонии. Мой брат предвкушал скрипичный концерт Брамса в исполнении Янин Янсен, но она накануне отменила, и Брамса заменили на скрипичный концерт Бруха в исполнении Даниэля Лозаковича, который мой брат не посчитал равноценной заменой.



63. В День 12, 11 декабря, четверг мы добрались до Пантеона, где захоронены некоторые важные французы, включая Виктора Гюго и Александра Дюма:



64. Остаток светового дня был посвящён хождению по Латинскому кварталу и местам, связанным с Кюри, включая Парижский университет – Сорбонну (внутрь не пускают), и музей Кюри, где сохранены лаборатория и кабинет Марии Склодовской-Кюри (уверяют, что всю радиоактивность вымели):



65. Увлёкшись поисками, мы дошли почти до южной границы Парижа, откуда доехали до отеля на метро, а вечером у нас был последний концерт. В Театре Елисейских полей Натали Дессе с семейством исполняла песни из американских мюзиклов.



66. В последний полный День 13, 12 декабря, пятницу мы завершили обход важнейших парижских кладбищ, посетив самое большое и известное из них Пер-Лашез, по которому можно бродить часами как по музею:



67. Далее мы прошли страшненький парк Бельвиль и приятный парк Бют-Шомон. Остров с храмом, к сожалению, закрыт на реновацию. Я бы и не подумал, что это вид в городской черте Парижа:



68. Последней нашей целью в Париже был парк Ла-Виллет, где мы, наконец, смогли посмотреть на здание Филармонии при свете декабрьского дня:



69. Зашли в Музей музыки (Musée de la musique), где представлены разнообразные музыкальные инструменты. Вместе с билетом выдают аудиогид, в котором можно послушать не только о каждом инструменте, но и как он звучит. Моего брата интересовал октобас – экспериментальный инструмент 19 века около четырёх метров в высоту, на фоне которого рояль Алкана (того самого с Монмартра; на фото справа) кажется игрушечным:



70. В День последний, 13 декабря, субботу мы встали в 5:30 утра, выписались из отеля, добрались до аэропорта, только чтобы узнать, что рейс в Солт-Лейк-Сити задерживается на полтора часа. Знали бы заранее, могли успеть на завтрак в отеле, но зато пересадка в СЛС была на час короче.



***

71. Поездкой в Париж я очень доволен. В своём рейтинге интересности городов я поставил его на второе место. Выше только Нью-Йорк, но в Нью-Йорке мы были много раз и собираемся ещё в январе, а в Париж надо будет вернуться в хорошую погоду. И съездить в Версаль, Реймс, Руан и множество других городов. В музыкальном плане найти, что слушать и смотреть в Париже, не проблема, а то, что туда можно долететь из Сент-Джорджа с одной пересадкой, важный плюс.

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

January 2026

S M T W T F S
    1 23
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 5th, 2026 07:16 pm
Powered by Dreamwidth Studios