andresol: (Default)
[personal profile] andresol
В декабре я изменил своему обещанию не покупать книги, пока у меня не будет собственного дома, и приобрел копию “Манускрипта Войнича”, который, наконец, был издан Yale University Press в хорошем разрешении.


Если кратко, то это рукопись на пергаменте 15 века, написанная неизвестным шрифтом с загадочными картинками. Над ее расшифровкой бились средневековые алхимики и военные криптографисты, computer scientists и rocket scientists, уфологи и лингвисты. Пока никто не расшифровал.


Сейчас манускрипт хранится в Beinecke Rare Book & Manuscript Library Йельского университета, и 70% интернет-трафика на сайте библиотеки приходится на “Войнича”. Но если вы приедете в Йель, то вас к рукописи не подпустят (если вы не Умберто Эко, которого в их собрании интересовал только этот манускрипт):


Поэтому неудивительно, что выпущенные в октябре 2016 года репродукции, сразу попали в бестселлеры Amazon’а в своей категории. А у меня тут как раз наушники сломались, и размышляя, что еще заказать, чтобы получилось больше $49 для бесплатной доставки, я вспомнил о “Войниче” ($36.89 + налоги):


Книга издана богато, китайская полиграфия, со всеми foldouts, сложенными так, как в оригинале:


Книготорговец Вильфред Войнич приобрел этот манускрипт у иезуитов в 1912 году и безуспешно пытался разгадать шифр, думая, что это повысит стоимость книги. Кстати, Войнич учил химию в Московском университете, но потом был сослан в Сибирь за революционную деятельность:


Продать загадочную рукопись Войнич так и не смог, и после его смерти она перешла к его вдове - писательнице Этель Войнич, сменила еще несколько хозяев, пока не оказалась в Йельской библиотеке. А вообще историю книги проследили до 17 века, когда, по словам современников, император Рудольф II купил ее за 600 дукатов. Но похоже, что уже тогда никто не понимал, что в ней написано. Чтобы облегчить работу историков, я все свои книги подписываю карандашом:


Но настоящее издание - это не только фотографии всех страниц рукописи, но и 70 страниц эссе современных исследователей, с которыми я уже ознакомился:


Так как текст все равно никто не может прочитать, то фокус ученых сместился на изучение смежных дисциплин: от биографий алхимиков при дворе Рудольфа II до УФ-спектров дырок в пергаменте, проделанных книжными червями.


Что же касается войничеведов-любителей, то они нашли в этом тексте замену изучению библии, корана и прочей каббалистики, которыми страдали их религиозные предшественники. Невероятно, что человеческий мозг не может разгадать, по какому принципу записаны эти 170 тысяч символов:


Вот и мне кажется, что важность “Манускрипта Войнича” возрастает с человек-часами, потраченными на его разгадку. Всем уже хочется знать правильный ответ, даже если это окажется выдуманный “магический алфавит” - бессмыслица, созданная, чтобы впечатлить богатых меценатов.


Издатели отвели покупателям, вроде меня, щедрые поля, чтобы они могли почиркать собственные теории. Но люди, разгадывающие тайны “Войнича” по 20+ лет, смотрят на новичков со снобизмом и высокомерием.


Нужно же иметь минимальную квалификацию - хотя бы уметь читать манускрипты на латыни той же эпохи. Иначе плодятся версии о инопланетных биологах и древних украинцах, которые так любят журналисты. Вот, например, одна идея, пришедшая мне в голову: это транслитерация арабских научных трактатов, сделанная по определенным правилам с целью обмануть испанскую инквизицию. Но мои знания арабского ограничены методичкой “Аллах акбар”, которую я скачал на айпад перед путешествием в СФ, чтобы прикинуть, стоит ли нам переводить наши эппы на арабский. Поэтому остается читать, что пишут о “Войниче” умные люди, и бумажная книга оказывается не такой уж бесполезной, когда просят открыть фолио f66r и погрузиться в разглядывание лежащего человека, схватившегося за живот.

Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2017-01-14 01:27 am (UTC)
From: [identity profile] yennifar.livejournal.com
Круто! Я не знала, что ее издали!

Date: 2017-01-14 02:17 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
До этого были неофициальные издания. Сам же текст в public domain. Но низкого качества и без "раскрывающихся" листов. А тут такое красивое издание, что я не удержался.

(no subject)

From: [identity profile] yennifar.livejournal.com - Date: 2017-01-14 03:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zack-broflovski.livejournal.com - Date: 2017-01-14 05:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yennifar.livejournal.com - Date: 2017-01-14 05:20 am (UTC) - Expand

Date: 2017-01-14 01:48 am (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Где-то в сети полный ПДФ лежит, у меня во френдленте ссылка была лет 5 назад.

Date: 2017-01-14 02:25 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
На сайте самой библиотеки есть pdf (http://brbl-dl.library.yale.edu/pdfgen/exportPDF.php?bibid=2002046&solrid=3519597). Но если постоянно консультироваться, это не так удобно как бумажная книга. Или надо держать второй монитор. Ну, и вообще книга прикольнее: в рецензии советовали класть ее на журнальный столик, чтобы изумлять гостей :)

Date: 2017-01-14 01:50 am (UTC)
From: [identity profile] zoya-g.livejournal.com
как круто! я к своему большому стыду ничего об этом не знала. очень интересно!

Date: 2017-01-14 02:28 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Я тоже о "Манускрипте Войнича" откуда-то первый раз узнал. Уже не помню откуда, но это было несколько лет назад.
А тут мне YouTube напомнил о нем в виде ссылки на документальный фильм (сбоку в колонке "Вам такое может быть интересно"). Я посмотрел, и у меня снова интерес проснулся. А тут как раз его в виде книги издали.

Date: 2017-01-14 02:38 am (UTC)
From: [identity profile] metaller.livejournal.com
А сколько книг ты уже написал ?

Date: 2017-01-14 02:57 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Я? Ну, может, 1/4 книги, и то спорно. Если жж не считать одним большим литературным произведением.

Если это про фразу "свои книги подписываю карандашом", то имеются в виду книги, которыми я владею, а не то, что я их написал. Таких подписанных книг тоже не так много. Может, 50. Когда куплю дом, заведу большую библиотеку на сотни томов.

(no subject)

From: [identity profile] metaller.livejournal.com - Date: 2017-01-14 03:03 am (UTC) - Expand

Date: 2017-01-14 03:31 am (UTC)
From: [identity profile] saint-dragon.livejournal.com
Пару месяцев назад про это издание был очерк в Науке кажется (мне шеф столько журналов сбагривает на мой стол, что я уже путаю, что где было, может и Природа, конечно), что (факт, что я это видела и читала, и кажется с тобой это даже тогда кратко обсуждала) еще раз подтверждает твой тезис, что электронное не заменяет бумажное целиком, как ни крути. Я в целом не читатель по природе своей, но когда шеф сваливает кучу свеженьких журналов, нет-нет, а почитываю между делом.

Date: 2017-01-14 03:51 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Ты говорила, что в Природе (http://www.nature.com/nature/journal/v539/n7627/full/539028a.html).
Вообще, это больше загадка для гуманитариев, чем для hard-core scientists. Но чем больше эту рукопись популяризуют, тем больше шансов, что кто-то ее разгадает.

У бумажных книг и журналов есть своя ниша. Я несколько лет выписывал бумажные Science, и часто брал их с собой в дорогу почитать. Потом стал меньше куда-либо ездить, появились планшеты, и я перестал их выписывать.

Date: 2017-01-14 03:50 am (UTC)
From: [identity profile] vopros-veka.livejournal.com
Гляжу, какие-то замысловатые растения на каждой странице (я пока на счастливой 13-той). Что говорят об этих рисунках ботаники? Это какие-то реальные растения с целительными свойствами, может быть, эндемики конкретной местности?

Date: 2017-01-14 03:59 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Не на каждой странице, но на большинстве есть растения. Насколько я читал, ни одно из них не было однозначно идентифицированно, хотя предположений было много, вплоть до того, что там есть подсолнухи, которых в начале 15 века, до открытия Америки, в Европе знать не могли.

Книги с описанием лекарственных растений - "травники" (herbals) - были весьма популярны в Средние века. Но то, что в "Манускрипте Войнича" рисунки ни на какие реальные растения не похожи, только добавляет загадочности этой рукописи.

Date: 2017-01-14 04:01 am (UTC)
From: [identity profile] galleja.livejournal.com
По моему с первого взгляда видно что это упражнения в калиграфии. Там слишком однообразные слова и буквы.

Date: 2017-01-14 04:11 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Зачем переводить дорогой пергамент на упражнения в написании букв неизвестного алфавита? И зачем тогда загадочные рисунки и подписи к ним (на астрономических диаграммах каждая звезда подписана)? Помарки и зачеркивания отсутствуют. Скорость письма, судя по количеству написанных слов между маканиями пера в чернила, высокая.

Статистический анализ текста делали многими способами. Набор символов точно не случайный. Слова повторяются чаще, чем в европейских языках, слишком мало очень коротких и очень длинных слов, есть подозрения, что писали как минимум два разных человека. Но что все это значит, никто пока однозначно сказать не может.

(no subject)

From: [identity profile] vopros-veka.livejournal.com - Date: 2017-01-14 04:15 am (UTC) - Expand

Date: 2017-01-14 04:11 am (UTC)
From: [identity profile] vopros-veka.livejournal.com
Насколько я вижу, все изображённые люди - женщины. Единственный более-менее мужчина - стрелок на 73v, а рядом - на 72v - весы, потом на 72r - двое людей, уж не близнецы ли? Рассматривались ли астрологическая версия? Как-то странно становится от мысли, что в рукописи столько иллюстраций, графиков, схем - и ни одна картинка не наводит исследователей на полезную догадку...

Date: 2017-01-14 04:19 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Да, там есть страницы, которые весьма однозначно содержат знаки зодиака. Начиная с Рыб до Стрельца. Страница, на которой по логике должны были быть Козерог и Водолей, из манускрипта вырезана. Причем уже после того, как страницы были пронумерованы в верхнем правом углу (кто и когда нумеровал, тоже неизвестно).

Я еще не так много читал детальных изучений каждой страницы, больше общую историю и описание. Знаки Зодиака помещают этот манускрипт в рамки широкой "западной" традиции (то есть не Китай или Япония). Они идут еще из древнего Вавилона, и арабы, например, использовали те же зодиакальные созвездия, что и европейцы.

Тем и удивительна эта загадка, что кажется очень простой. Там есть схема очень похожая на 12 месяцев с подписями. Казалось бы, возьми да соотнеси с названиями в одном из известных языков. Даже я попытался, вооружившись Google Translate. Но пока не получается.
Edited Date: 2017-01-14 04:21 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] vopros-veka.livejournal.com - Date: 2017-01-14 05:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2017-01-14 05:41 am (UTC) - Expand

Date: 2017-01-14 05:14 am (UTC)
From: [identity profile] g-bukin.livejournal.com
А на русском не издали ещё?

Date: 2017-01-14 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Сама рукопись на неизвестном языке, она будет одинаково выглядеть в любом издании.
А сопроводительные эссе, может, и переведут, но в них нет ничего принципиально нового, чего нет в Википедии. Я не знаю, насколько в России велик спрос на подобные книги.

(no subject)

From: [identity profile] g-bukin.livejournal.com - Date: 2017-01-14 08:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2017-01-14 08:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] g-bukin.livejournal.com - Date: 2017-01-14 08:34 am (UTC) - Expand

Date: 2017-01-14 05:19 am (UTC)
From: [identity profile] nervo4ka.livejournal.com
Я про эту историю у другой френдессы недавно читала. До этого тоже не подозревала о существовании этой загадки.

Date: 2017-01-14 05:45 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Да, я помню, что тоже видел. Приятно осознавать, что не мне одному эта тема интересна.

Название поста, кстати, вдохновлено твоим списком из 30 вопросов ;)

Date: 2017-01-14 06:58 am (UTC)
ircicq: (Default)
From: [personal profile] ircicq (from livejournal.com)
Искусственный Интеллект когда-нибудь поймет этот манускрипт.
Людям не объяснит, но сможет генерировать тексты на том же языке.

Date: 2017-01-14 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Когда-нибудь. Пока у нас нет ИИ, который бы с китайского на английский переводил.

Генерировать похожие тексты можно и сейчас. Главный вопрос - кем, как и зачем этот был создан. Явно, что не с помощью ИИ.

Date: 2017-01-14 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] amrunnor.livejournal.com
Почти тенгвар же!

Date: 2017-01-14 07:20 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Некоторые буквы похожи :)
Но это только говорит, что выдумать новый алфавит из простых штрихов, опираясь на известные, не такое уж неслыханное дело. Вполне под силу человеческому уму. Только вот толкиновские тексты профессионалы-шифровальщики бы вскрыли, а с Voynichese ничего пока не получается.

Date: 2017-01-14 08:02 am (UTC)
From: [identity profile] in-sammer.livejournal.com
Это же картинки про ноосферу!

Date: 2017-01-14 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Я сторонник того, что это порождение человеческого разума. Возможно, больного.
В целом, в картинках нет ничего такого, чего нельзя было бы нарисовать в 15 веке. Вопрос зачем и как картинки соотносятся с текстом.

Date: 2017-01-14 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] dolphin-ca.livejournal.com
Сколько умных людей в комментариях... я тоже постою пусть и обо мне так подумают.
Понятия не имела об этой книге..очень было интересно прочитать.

Date: 2017-01-14 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Ну, тут разные комментарии есть :)
Мне самому очень поделиться захотелось, и я рад, что люди что-то новое узнали. Книга того стоит.

Date: 2017-01-14 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] kirillkrm.livejournal.com
Прикольный сувенир. На пьянках друзьям показывать - самое оно :))

Date: 2017-01-14 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Вдруг кто по пьянке разгадает? ;)
На лурке про этот манускрипт есть статья, мне там понравилась фраза: "нарисованы растения, которых в реальности никогда не было. Или были, но их быстро скурили"

(no subject)

From: [identity profile] kirillkrm.livejournal.com - Date: 2017-01-14 10:22 am (UTC) - Expand

Date: 2017-01-14 08:46 am (UTC)
From: [identity profile] afonya007.livejournal.com
стесняюсь спросит у автора сего поста... о чём книга?

Date: 2017-01-14 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
О чем сам "Манускрипт Войнича", никто не знает. Дополнительные эссе в книге, которую я купил, об "Манускрипте Войнича" - его истории и попытках дешифровки.

Date: 2017-01-14 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] nachbar.livejournal.com

Вроде уже есть подвижки с расшифровкой этого манускрипта.
На Habrahabr (https://habrahabr.ru/post/210136/) смотрите.

Date: 2017-01-14 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Попытки расшифровать есть постоянно. Начиная с 1920-х годов, когда там находили историю открытия микроскопа и телескопа в 13 веке.
Серьезными войничеведами ацтекская теория полностью отвергнута. Символизм (Зодиак, внешний вид людей, замок и т.д.) совершенно не совпадает. Радиоуглеродный анализ не подтверждает. "смогли идентифицировать 37 растений из 303 представленных" - на самом деле только одно, и то профессиональные ботаники и историки не согласны.
Но журналисты такие попытки любят. И чем сенсационнее, тем охотнее их перепечатывают.

(no subject)

From: [identity profile] nachbar.livejournal.com - Date: 2017-01-14 08:58 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-01-14 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] balsara.livejournal.com
Возможно, это тогдашняя версия Codex Seraphinianus - полностью выдуманной книги и полностью выдуманном мире, сделанной просто ради искусства.
Мне, как каллиграфу, интересно на такие штуки смотреть.

Date: 2017-01-14 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Codex Seraphinianus в том числе "Манускриптом Войнича" вдохновлялся. Теорий о том, что это подделка под содержательную книгу, много. В том числе мой брат именно так считает. Только создана она не ради искусства, а чтобы продать подороже или производить впечатление "магической книгой".
Спорить с этим тяжело. Я бы предположил, что в таком случае были бы еще более безумные картинки, а не 150 неизвестных растений. Если, конечно, кто-то не любил рисовать фантастические растения. Я на полях конспектов тоже рисовал от скуки всякую хрень (http://andresol.livejournal.com/39750.html), но писал их на русском языке, иначе бы меня однокурсники прибили :)

Date: 2017-01-14 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] ganza-ru.livejournal.com

Надо же, и правда интересно. Забавно, что еще не расшифровали, ведь 15 век - это вроде не так уж и давно, нет?

Date: 2017-01-14 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
У меня есть теория, почему историкам наиболее интересны Средние века. От Нового времени осталось слишком много дневников, газет и документов, и на любой мало-мальски важный исторический вопрос легко находится ответ. От Древнего мира осталось так мало, что нечего изучать. Пять символов на черепке можно прочитать как угодно. А от Средневековья остались подобные манускрипты, где много текста, но недостаточно, есть чего домысливать и играть в Шерлок Холмсов.

Date: 2017-01-14 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] galleja.livejournal.com
Кстати то что помарки и исправления отсутствуют косвенно указывает на абракадабру. Что не напишешь, как не ошибешься все норм.
Раньше развлекались так, интернета то не было.

Date: 2017-01-14 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Косвенно указывают. Или на то, что этот текст переписывался с оригинала человеком, который писал на нем не в первый раз.
Но даже абракадабру надо писать по каким-то статистическим правилам. Казалось бы, что достижения лингвистики и криптографии в 20 веке должны помочь однозначно определять бессмысленный текст или нет, но с "Войничем" пока не получается. Если это шифр, то 90% может быть бессмыслецей, а зашифрованная информация хранится только в третьих буквах каждого слова, например. И то не каждой страницы. Вариантов полно, вот и изучают.

Date: 2017-01-14 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] tatotu.livejournal.com
Хорошая покупка, поздравляю! Я тут вчера записалась в библиотеку Сиэтла, надо глянуть есть ли у них эта книга?

Date: 2017-01-14 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Да, есть. Даже 4 копии приобрели. Одну еще не забрали: https://seattle.bibliocommons.com/item/show/3210967030_the_voynich_manuscript

Мы в библиотеку не записывались, но были там на днях. У них был бесплатный opera preview от Seattle Opera (http://www.spl.org/locations/central-library/cen-events-at-the-central-library?trumbaEmbed=eventid%3D121617126%26view%3Devent%26-childview%3D). Я думал, что это лекция, оказался мини-концерт. Мне понравилось, но в "большую" Seattle Opera пока идти не хочу. У них регулярно бывают подобные симфонические и оперные концерты под фортепиано.

(no subject)

From: [identity profile] tatotu.livejournal.com - Date: 2017-01-14 08:21 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-01-14 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] lafenmi.livejournal.com
мне мерещатся слова and old grow sollar

Date: 2017-01-14 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Мне все время мерещится слово dollars ;)
Эта рукопись умеет заманивать. Кажется, что достаточно каждой неизвестной букве соотнести известную. Такие попытки были, но дальше расшифровки нескольких слов никто не продвинулся, поэтому все это случайные совпадения.

Date: 2017-01-14 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] exist-ence.livejournal.com
Какая интересная книга, ничего о ней не знала, спасибо, надо посмотреть док фильм

Date: 2017-01-14 10:37 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Рад, что такой пост заинтересовал.
Я на YouTube два documentary смотрел. Они очень похожи.
Но вот этот более научный, с походом в Йельскую библиотеку:
https://www.youtube.com/watch?v=awGN5NApDy4

А другой более спекулятивный, с версиями про инопланетян:
https://www.youtube.com/watch?v=HrH1Y6g1pOY

Date: 2017-01-14 11:05 pm (UTC)
From: [identity profile] kilativ.livejournal.com
Очень хороший подарок самого себя порадовать

Date: 2017-01-14 11:18 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Да, я пока об этой покупке не пожалел.
У меня вообще к книгам слабость. Если бы не перспектива переездов, то покупал бы их регулярно.

Date: 2017-01-17 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] roomd.livejournal.com
Тоже не знал, что издали, занёс себе в Wishlist, в котором уже есть Codex Seraphinianus :-)

Date: 2017-01-17 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
То, что "Манускрипт Войнича" привлекает внимание, я еще раз убедился. К тому же там еще 60 страниц эссе - есть, что почитать, а не только картинки разглядывать. И я надеюсь, что эта популяризация через издание в хорошем качестве, приведет к его разгадке. Многие хотят, чтобы он оставался тайной, но я хочу узнать правильный ответ :)
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

January 2026

S M T W T F S
    1 23
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 10th, 2026 11:08 pm
Powered by Dreamwidth Studios