andresol: (Default)
[personal profile] andresol
Я уже понял, что мне хочется жить рядом с таким маршрутом длиной полчаса-час, по которому не надоедало бы ходить каждый день, в любое время года. Чтобы там была и “большая вода”, и горы, и деревья, и поезда ездили, и самолеты летали. К счастью, в Сиэтле недалеко от нашего дома есть не только Seattle Center, но и Olympic Sculpture Park.


Фонтан “Отец и сын” (2005) Луизы Буржуа - вода то закрывает отца от сына, то сына от отца - и никогда им друг друга не увидеть.

Парк был создан в 2007 году на месте промышленной свалки на берегу залива, и с тех пор пополняется скульптурами второй половины 20 - 21 века под эгидой Seattle Art Museum. Вот там мы любим гулять, когда никуда не надо идти. Многие фотки я оттуда уже показывал - красного абстрактного “Орла” или серебристое дерево. Со временем просыпается интерес узнать, что это за фигни. Вот, например, одна из самых внушительных скульптур.


Огромный вытянутый белый череп. Вначале и не поймешь - женщина это или мужчина. А потом читаешь, что это скульптура Echo (2014) - нимфа Эхо, которая наказана богами и может только повторять окончания чужих слов, - каталанского скульптора Jaume Plensa. Моделью послужила 9-летняя дочь его соседа.


Начинаешь читать Wikipedia и обнаруживаешь, что он автор знаменитых плюющихся фонтанов Crown Fountain в Millennium Park Чикаго. Видели такие. А еще многочисленных сидящих белых человечков, пустых внутри. В нашем же Сиэтле перед институтом Пола Аллена (со-основателя Microsoft) сидят два подобных персонажа.


Скульптура называется Mirall (2015) - “зеркало” по-каталански. Как я понял, по задумке автора эти двое должны быть зеркальными отражениями друг друга. Но стоит подойти к ним поближе, как будет вида жуткая халтура: они просто одинаковы, а не зеркальные изомеры. Печаль.


Каркас сделан из символов 7 шрифтов, включая кириллический. Типа умные челы. И тут я приведу три мысли о современном искусстве:


1) Искусствоведы говорят о “чуде узнавания”. Мол, художники и скульпторы специально делают похожие работы, чтобы выработать свой стиль. И мы - ценители искусства - испытываем восторг от того, что “таких лошадей я уже где-то видел”. Может быть. У Plensa полно таких белых сидящих челов. В MIT была скульптура “Алхимик” - точно такая же скорчившаяся фигура, но состоящая из цифр, а не букв. Но есть и более прозаическая причина.


2) На фото выше приведена скульптура Typewriter Eraser, Scale X (1999) скульптора Claes Oldenburg и его жены Coosje van Bruggen - гигантская стирательная резинка для печатающей машинки (я слишком молод, чтобы знать, что это такое). Находится в личной коллекции того же Пола Аллена. Такой он любитель современной скульптуры? Не уверен. Все дело в налогах. Это авторская копия еще нескольких таких же “стиралок”, и стояла она раньше в Olympic Sculpture Park (где ее даже хотели запретить фоткать):


Из чтения сайта IRS и других источников я понял, что схема следующая. Современному художнику заказывают сделать 10 “зеленых шагающих пианино”. Богатые меценаты покупают каждое за $100 тыс. Потом через год на престижном аукционе с большой помпой и под завывания искусствоведов, какое это новое слово в скульптуре, одно “пианино” продают за $10 млн. Все равно кому. Но теперь установлена “рыночная цена” на все остальные копии. Никто, конечно, в здравом уме их и за миллион покупать не будет. Но их можно подарить парку, музею или универу и списать с налогов $10 млн. И никак не прикопаешься, с точки зрения закона все легально. В выигрыше все: художник, музей и, конечно, меценаты. Кроме налогоплательщиков. Но хотя бы им (нам) достаются такие парки и музеи современного искусства, полные замечательных скульптур из серии “что же хотел сказать автор”:


Эта же семейная пара наделала еще ярких цветных скульптур. Гигантские варианты (не)обычных вещей. Я по Wiki только сейчас прочитал, что в Сан-Франциско есть вот такой Cupid’s Span (2002) - вы его видели?


Я нет, но буду иметь в виду. Если в городе нет ничего интересного, можно искать подобные современные скульптуры и кричать: “Art! Art!”. Главное - знать, что это скульптура, и не пройти случайно мимо. В нашем парке есть, например, и такая “Untitled” (2004-2007) скульптора Roy McMakin:


Белый ящик и стул - часть композиции из трех предметов.

3) Большие городские скульптуры подразумевают, что люди будут ходить вокруг, около и внутри них. В этом плане очень известен другой ныне живущий скульптор Richard Serra, который делает стены из ржавого железа, которые надо обходить, чтобы понять замысел художника:


Трогать при этом нельзя, железо должно быть правильно ржавым, а не заляпанным. Это был Wake (2003) - которым гордится наш сиэтлский парк. С возвышения можно видеть, что это не просто стены, а пять полых вытянутых тумб волнообразной формы - красота:


Кто бывал на кампусе Принстона, возможно, помнит работу Серра “Еж и лиса” (2000):


“Лиса знает много вещей, но еж знает одну важную вещь”, - писал древнегреческий поэт Архилох. Кто только ни ругал Ричарда Серра за вторичность, непонятность и неудобство его работ. Одну ржавую стену, которая перегородила площадь в Нью-Йорке, даже снесли, чем очень обидели художника: он уверен, что его работы site-specific, то есть делаются для определенного географического места и могут стоять только там.

Вы можете не знать имен скульпторов и названий скульптур, но согласитесь, что они больше украшают города, чем реалистичные бронзовые идолы генералов и отцов-основателей? В Сиэтле есть парочка и таких, помимо Ленина, но я вряд ли смогу написать о них столь же восторженно. А вот о современном и народном искусстве буду время от времени писать, если интересно.

Date: 2017-01-28 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] saint-dragon.livejournal.com
В SF MOMA есть что-то подобное из листов железа, лабиринт какой-то. И еще где-то было. Вообще схема про налоги очень хорошо объясняет все экспонаты в SF MOMA.

Про человечков я такое на фб видела у кого-то в фотоальбоме Бернинг-мен, думала, что там оригинальное. А оказывается, плагиат.

Про узнавание и похожесть это кстати интересная идея. Не знаю насчет кусков искусства, но ведь в общении с людьми мы и правда всегда стремимся найти общее и найденное общее дальнейшее общение скрашивает. По крайней мере на какой-то период. Вообще, как и во многом, грань между плагиатом, творческой переработкой и искусством очень тонка. А законы в этой сфере изрядно дебильны и нагибаемы в любую желаемую позицию при наличии сильного адвоката за много денег гонорара.

Date: 2017-01-28 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Ой, всяких любителей делать лабиринты, "ежи" и прочие загогулины из железа в истории искусства 20 века было полно. Вот уж не знаю, есть ли на скульптуры своя программа "Антиплагиат". Я посмотрел на сайте SF MOMA - работы Serra там тоже есть. Wiki пишет, что он с женой целые дома на Манхэттане под мастерские покупает. Не знаю, что там с налогами, но финансово ни он, ни его заказчики не бедствуют.

То, что художники такого уровня будут делать работы для Burning Man, я сомневаюсь. Поэтому то, что ты видела, скорее, пародия. У людей искусства свой внутренний юмор. Модных творцов они, конечно, знают, как и знают способы примазаться к чужой славе.

Date: 2017-01-28 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] snezanelle.livejournal.com
Интересные скульптуры, прямо музей современного искусства под открытым небом.
Кстати, а где можно почитать про эти налоговые схемы, что-то интересно стало - я всегда недоумевала, почему городские парки во многих странах такие непонятные, хотя у жителей с чувством вкуса вроде все ок... (Ответить можно в личку))))

Date: 2017-01-28 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Это лучше, чем музей :) Бесплатно, необычно и виды на залив красивые. Но официально это часть Сиэтлского художественного музея.

Про налоги я задумался, когда в статье в Wikipedia про этот парк прочитал: "In addition, a few undisclosed owners of a select sculptures have stated that they, in fact, had no desire to keep their sculptures, and use the park simply as a tax write-off." И мне стало интересно, как это работает.

Я нашел массу сайтов, которые предлагают помощь в оценке предметов искусства (их еще любят называть collectables), подбору подходящих организаций, куда можно дарить, и с оформлением всех налоговых бумаг. Например, http://www.collectibleswithcauses.org/donate-art.html "When you donate art you are entitled to a Fair Market Tax Deduction based on a current appraisal of your artwork. The tax and financial benefits easily outweigh having to sell art through a dealer or by yourself"

Посмотрел сам сайт IRS (американской налоговой) о том, есть ли какие-то запреты и ограничения. Ничего не нашел такого, чего бы богатые люди не могли бы преодолеть и повернуть в свою сторону: https://www.irs.gov/publications/p561/ar02.html#d0e617

Остальная схема с 10 копиями - во многом мои собственные додумки, как обмануть оценщиков. Я таким не занимаюсь, мне пока скрывать нечего :)

Date: 2017-01-29 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] snezanelle.livejournal.com
Все, я засела на финансовых, art и tax сайтах на 2,5 часа.))) Начала с твоих ссылок, а дальше отправилась гуглить самостоятельно. Столько увлекательного чтения! Спасибо за интересную тему.

Date: 2017-01-29 10:28 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Пожалуйста!
Не знаю смотрела ли ты фильм или мюзикл "Продюссеры", где весь сюжет строится вокруг похожей финансовой махинации, но не с объектами искусства, а со списыванием с налогов убытков от заведомо провального мюзикла. Наверно, он мне тоже помог провести параллели с art donation for tax purposes.

Date: 2017-01-28 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] zoya-g.livejournal.com
здорово! я как-то этот парк пропустила - буду знать, куда сходить в следующий раз.

имхо, если уж выбирать между стенами, то пусть мои налоги идут на такие. от них хотя бы гораздо меньше вреда

Date: 2017-01-28 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Да, обязательно советую к посещению. Парк небольшой, но вход бесплатный. И там около 20 скульптур + замечательные виды на залив и горы. Особенно в хорошую погоду на закате.

Как я прочитал в Википедии, Серра поставил одну из своих стен на выходе из нью-йоркского метро так, чтобы служащие, работающие в соседнем небоскребе, должны были ее обходить и думать о вечном. Но их за пару лет такое "искусство" так достало, что стену убрали.

Насчет Великой Трамповской стены - я не знаю, что и когда он там построит. Какие-то участки (в том же СД/Тихуана) уже есть. Он сослался на законы об усилении южной границы, которые были приняты еще при Буше. Пока все это жесты "смотрите, я сразу стал исполнять свои обещания".

Date: 2017-01-28 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] zoya-g.livejournal.com
да, я бы наверно тоже не хотела все время упираться в стену. при всей любви и уважении к искусству :)

для тех, кто вчера и сегодня застрял в аэропортах, это не просто жесты, увы.

я в курсе, что стена кое-где есть, и патрули есть, и охрана и пр. тупость заявлений про "стену" в том, что 1) количество нелегалов, старающихся проникнуть в США, за последние 10 сильно сократилось (по многим причинам). в том то и дело, что закон был принят при Буше, - тогда это были совсем другие цифры. строить стену именно сейчас абсолютно бессмысленно. 2) те, кто все же решаются, платят "койотам", которые давно прорыли подземные туннели, и стена им мало помешает. я уже не говорю, что заявления про уровень преступности среди иммигрантов это полный bs.

с другой стороны, биологи и экологи посчитали, что стена негативно повлияет на более 100 видов животных и растений. ну, и вопрос кто платить будет так и не решен. скорее всего, таки это будем мы.

извини за длинный комментарий, но так же как ты разбираешься в химии, я довольно много чего знаю об этой теме. поэтому болезненно реагирую :)

Date: 2017-01-28 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

А мне бы больше хотелось, чтобы мои налоги шли на науку, при всем ее несовершенстве... Хотя скульптура довольно безобидна, проку от нее мало, но и вреда особого нет. Но вот никак оно не может вызвать во мне восторгов. Один раз заставила я себя пойти в СФ  МОМА, и получилось скучнее, чем если бы я осталась на конференции сидеть.

Date: 2017-01-28 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Сколько компании вычитают налогов под видом Research & Development, не идет в сравнение с вычетами под подаренные объекты искусства. Тут, скорее, вопрос стоит не куда распределить собранные налоги, а с кого не собирать. Если бы я создавал свою химическую лабораторию, то я бы тоже ее зарегистрировал как non-profit с громкой миссией, чтобы списывать с налогов деньги, которые бы я на нее тратил.

Я в местном Seattle Art Museum так пока и не был. Когда искусства слишком много, оно меня тоже перестает впечатлять. Мне интереснее наблюдать, как эти скульптуры вписываются и взаимодействуют с городской средой.

Date: 2017-01-28 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] svetlana-vi.livejournal.com

Андрей, очень интересно, спасибо! С последним предложением согласна. Такие скульптуры делают города интереснее .
Чудесная какая там погода у вас, скорее бы и к нам весна пришла:)

Date: 2017-01-28 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Спасибо, Светлана!
Это я выбрал фотографии их тех, которые делал в течение всего года. С желтой листвой - это осенние. Весна к нам тоже еще не пришла. Я через неделю напишу пост "Сиэтл в январе" - снега там будет мало, но свежей зелени тоже нет.

Date: 2017-01-30 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] dolphin-ca.livejournal.com
Я не все понимаю и могу оценить..как эту терку с машинки, но иногда мне нравятся.
Мимо этого лука со стрелой почти каждый день гуляю - прикольно :)
Интересно было о налогах прочитать - не думала в таком контексте.

Date: 2017-01-30 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Здесь иногда бывает, что строят новое здание и украшают скульптурами разной степени абстрактности. Так пока не прочитаешь, не угадаешь, которые из них творения больших художников, а где стандартные геометрические формы, созданные студентами в 3D-редакторе.

Не знаю, когда в следующий раз будем в СФ, но лук я тоже хочу посмотреть. Особенно он так на фоне моста смотрится.

Date: 2017-01-31 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] anggva-ubervald.livejournal.com
У меня такое ощущение, что я эту стирательную резинку видела как минимум два раза. Один раз точно в Вашингтоне, который DC, а вот где ещё не помню.

Date: 2017-01-31 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
В Вашингтоне оригинал стоит. В Сиэтле и Лас-Вегасе - авторские копии. Вот, скорее всего, в Лас-Вегасе и видела?
Я эту стирательную резинку вначале меньше всего за серьезную скульптуру воспринимал. Потом ее вообще перенесли из парка к музею поп-арта, где на фоне необычности самого музея она теряется.

Date: 2017-02-04 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] olwwen.livejournal.com
Про скульптуры и IRS - ты убил во мне веру в бескорыстие Пола Аллена.

Date: 2017-02-04 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Кстати, вот эти две скульптуры - стирательная резинка и "Зеркало" - продолжают находиться в частной коллекции Пола Аллена, и на улицах города выставлены "on lease" или прямо перед зданиями в его же собственности (MoPop музеем и Allen Institute). Поэтому пока он их стоимость с налогов не списал. Хотя, несомненно, всю свою благотворительность такие люди организуют так, чтобы она была оптимальной с налоговой точки зрения.

И вообще он настолько богат, что за миллионам на скульптурах гоняться не будет. Уверен, что там намного больше серых схем с его строительными компаниями, получением ими заказов и разрешений. В конце концов, благоустройство Сиэтла и пригородов косвенно увеличивает стоимость его земель, зданий и других инвестиционных проектов.

January 2026

S M T W T F S
    1 23
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 9th, 2026 12:23 pm
Powered by Dreamwidth Studios