andresol: (Default)
[personal profile] andresol
Разместил вчера в инстаграмме фотографии осеннего кампуса University of Washington и весьма случайно вставил туда предпоследней фотографией заголовок семинара, ради которого я туда и пошел. По комментариям оказалось, что моих читателей химия все же интересует больше, чем виды на гору Рейнир.


На семинары по химии, если их дают известные мне профессора на интересные мне темы, я хожу регулярно. Особенно, если погода хорошая и мне не надо вставать с утра раньше, чем я привык. Предыдущий раз ходил на Стива Баквальда из MIT и еще раз убедился, что Баквальд достоин Нобелевской премии. А сейчас пошел послушать Мелани Сэнфорд из Университета Мичигана.

Она начала там профессорствовать в 2003 году и настолько успешно, что в 2010-м попала в мой расширенный список из примерно 20 профессоров, с кем я хотел бы делать постдока. Но я в итоге выбрал более именитого Джона Хартвига, может, и зря. Сэнфорд занимается довольно простой химией, которую я спокойно смог бы делать, и хотя именной семинар был заявлен по неорганической химии, она рассказывала о классической металлоорганической методологии.


Лекция мне понравилась, но понять, чем она так хороша, смог бы только человек с моей любовью к органической химии. Мой брат прогулялся со мной от дома до кампуса, но на лекцию не остался, а поехал домой.


Все эти академические лекции на американских кампусах открыты для general public, но потому они и бесплатны, что реально никому не нужны. По-хорошему их давно пора записывать на видео и выкладывать на YouTube, где их найдут те, кому реально интересно. Вот, например, лекция Сэнфорд в Университете Тель-Авива, которую за 6 лет посмотрели уже 5000 раз (да, это вам не Despacito), несмотря на плохой звук и неважную картинку. Это сильно больше, чем 50 человек, которые были на семинаре в UW, многие из которых пришли туда, чтобы отдохнуть от лабы и перехватить бесплатную печеньку после лекции.

Я на reception не остался, так как мы с братом по пути на кампус зашли в сальвадорский ресторан Guanaco’s Tacos Pupuseria. Мне захотелось узнать, что такое пупуса и какая она на вкус. Оказалось, что почти как буррито. Еды было мало, дорого, и я остался недоволен. За те же деньги можно было бы купить 6-7 русских пирожков и объесться.


Сэнфорд рассказывала о том, как их группа разрабатывала новые способы создания связи углерод–фтор: на деньги и в сотрудничестве с Dow Chemical – одной из крупнейших химических компаний из Мичигана, которая в 2017 году объединилась с DuPont из Делавэра и стала еще больше. Вот Сэнфорд не срежешь вопросом “Какая польза от вашей работы для сельского хозяйства?”, потому что Dow было заинтересованы в оптимизации синтеза именно агрохимиката (скорее всего, гербицида), содержащего фтор. Organic chemistry не дружит с органик-продуктами.

Вот жалко, что не записывает химфак UW семинары на видео; я бы дал ссылку и не надо было бы пересказывать чужие шутки. История началась с обзора 2009 года, в котором профессор Грушин, тридцать лет изучавший фторированную органику, пришел к выводу, что reductive elimination Ar-Pd-F = Ar-F + [Pd] настолько медленное, что не удастся его использовать для фторирования ароматики. Но когда Сэнфорд рецензировала этот обзор (reviewed that review), тот самый Баквальд только что опубликовал статью, где данная реакция работала, если использовать особенно рогатый лиганд на палладии.

Но это было только начало для самостоятельной работы группы Сэнфорд в этой области. На нее вышли люди из Dow и предложили работать над открытием новых реакций фторирования с индустриальным потенциалом. Вообще-то они вначале хотели предложить деньги группе Грушина, но тот переехал в Испанию и пришлось искать местных талантов. И как в волшебной сказке, Сэнфорд и ее команда стала предлагать Dow самые разные решения их синтетической проблемы, но каждый раз какой-нибудь компонент реакции – катализатор, фторирующий агент, ароматический прекурсор – оказывался слишком дорогим для Dow и их посылали работать дальше. Аудитория уже начала смеяться на каждом появлении надписи “prohibitively expensive” на слайдах.

Оказалось, что Dow не нужна органометаллика – даже медь и никель слишком дороги для многотоннажного синтеза, и что у них уже есть работающая реакция ArCl + CsF = ArF + CsCl, но она требует нагрев до 130 ºС и идет с выходом всего 70%, что приводит к необходимости чиститься от побочных продуктов. А, главное, во всем мире не производится столько цезия, чтобы сделать даже одну промышленную загрузку. (Как лития может не хватить, чтобы заменить все машины в мире на электромобили). Единственный источник фтора, с которым они готовы работать – это KF.

И когда сидишь и не знаешь, чем история закончится, думаешь, что не идиоты же в Dow работают, а такие же PhD как Сэнфорд, которые этим фторированием могут заниматься с утра до вечера, без отвлечения на преподавание и написание грантов. И если они не нашли решение, то как его сможет найти академическая профессорша, пусть и с командой неплохих аспирантов и постдоков из топ-15 химической программы в США.

И три года назад Сэнфорд не смогла бы рассказывать эту лекцию столь же эффектно. Но решение нашлось в виде (CH3)4NF – фторида тетраметиламмония, который можно легко получить из KF, а уж углерода, водорода и азота хватит на всех.

Мне такая способность найти простые и полезные реакции в классической органической химии – безо всякой биологии – очень понравилась. Но назад в экспериментальную химию не потянуло по той простой причине, что Acknowledgments слайд напомнил, что был представлен труд 18 человек на протяжении 10 лет. И пусть не каждый из них работал над этой химией все 10 лет. В конце концов, у Сэнфорд есть другие проекты, например, фторирование нужно не только для Dow, но и для ввода в соединения радиоактивной метки при позитронно-эмиссионной томографии – а там уже не так важно, сколько стоят катализаторы и реагенты, важна скорость. Но даже если восемнадцать химиков работали по два года, это 36 человеко-лет. Я столько химией не занимался, даже если считать со времен школьных олимпиад. Да и вообще я столько еще не прожил.

Можно пять лет работать в аспирантуре, чтобы вся твоя работа стала всего лишь парой статей и парой слайдов в презентации твоего профессора. Когда профессор листает слайды со структурами и выходами, все кажется таким простым и красивым. Но сколько труда и провалов скрывается за вдохновляющим фасадом. Неудачи будут списаны на тупость студентов, лень постдоков и останутся на уровне лабораторных журналов.

Я понимаю, что наука – это марафон на десятилетия. Роберт Граббс, PhD-руководитель Сэнфорд, шел к своим катализаторам метатезиса алкенов 25 лет, пока они не начали работать. Это вещи, которые невозможно придумать, сидя дома, читая статьи, считая на компьютере, каким бы гениальным химиком ты ни был. Эти битвы выигрываются в тяге, а профессора-генералы только отдают приказы и получают сводки с фронта. Ну, и получают в итоге деньги и прочие “нобели”.

А я не хочу быть ни генералом, ни винтиком в тяге. На стене в комнате 154 Bagley Hall, где проходил семинар, висела периодическая таблица. Весьма новая, так как там уже были названы все элементы вплоть до 118-го. Но мое внимание привлекли не теннессин и оганесон, а лютеций и лоуренсий.


Я со школьной скамьи привык, что в третьей группе под скандием и иттрием стоят лантан и актиний, и был удивлен, когда стал делать мобильное приложение по химии этой весной, что в эти клетки сейчас ставят всех La-Lu и Ac-Lr или именно Lu и Lr. Вот сейчас увидел такую таблицу в “дикой природе”. С 2015 года работает комиссия IUPAC, которая решает именно этот вопрос – каким элементам стоять в клетках под Sc и Y. В этом труде много схоластики и нет пользы для сельского хозяйства. Но я понимаю, что вот такой работой я мог бы намного охотнее заняться. Я люблю читать и классифицировать прочитанное. А снова гонять колонки и студентов что-то не тянет.

Date: 2019-11-10 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] mistermacho.livejournal.com
В химической академии очень много проблем; очень много работ заставляют только вопрошать "а зачем это нужно?". Я с большим уважением отношусь к промышленной химии и труду, который в индустрии будет лишь "винтиком в тяге" при большом общем импакте, но самое печальное, конечно, в том, что люди, которые в аспере хотят решать большие задачи, зачастую вынуждены быть "винтиками". Увы, повестку дня задаёт мафия профессуры, и ничего никогда не изменится.

Кстати, в своё время Хисаши Ямамото нам рассказывал, что Сэнфорд неоднократно предлагали позиции в местах вроде MIT, на что она неизменно отвечала, что ей нравится только Мичиган. У меня есть друг, сейчас делает постдока в HMS у очень большого дяди, вот его мечта - вернуться в Мичиган. При этом он - учёный совершенно феноменального ума и креатива, но его тянет в Мичиган. Прямо хочется туда съездить и понять, чем же он так притягателен.

Date: 2019-11-10 09:45 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Полностью согласен. Сэнфорд еще работает на уровне, где мне понятно, зачем такая химия нужна. Даже без индустриальных перспектив, где другой мир, к которому меня никогда не готовили и я к нему сам не тянулся. Ее реакции настолько просты и универсальны, что даже если их не будут использовать другие химики, полезно знать, что они такие есть, и мы всегда можем поменять -Cl или -OH в ароматике на -F.

Но это все же не дотягивает до уровня, что я готов был бы положить 10-20 лет своей жизни, чтобы разработать подобные реакции. Все-таки такого уровня проектов, если я буду удачлив, у меня в жизни может быть максимум 3-4. И надо тщательно выбирать, чем заниматься. Пока нет у меня такой гениальной научной идеи, чтобы ради нее бросить мобильные приложения. И нет столько денег, чтобы я мог нанять химиков моего уровня и чтобы они на меня работали.

Мы были проездом в Ann Arbor, но на самом кампусе Университета Мичигана я не был. Хотя сомневаюсь, что Сэнфорд привлекла архитектура и климат. Там или личные причины были, или давали столько денег, лабораторного места, преподавательской нагрузки, что Мичиган победил MIT и всех остальных.

Date: 2019-11-10 11:31 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Ну, архитектура и климат - вполне себе личные причины :) Едва ли MIT был не конкурентоспособен в плане денег или условий. Думаю, что человек просто нашел место, где ему хорошо, где всё устраивает относительно рутины, друзей, соседей, и где задачи выполняются в полной мере. Это, конечно, много. Чуана Хэ, например, пытались арканить и MIT, и Гарвард - он обоим дал отворот-поворот и остался в Чикаго. В принципе, я вполне понимаю эти решения.

Date: 2019-11-10 11:36 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
По большому счету, все это университеты одного уровня. В любом из них можно делать любую науку. Это не выбирать между MIT и University of North Dakota.

Еще один аргумент для начинающих профессоров: чем громче бренд университета, тем сложнее там будет получить теньюр. Сейчас многое поменялось, но было время, когда Гарвард и Принстон никому из своих теньюр не давали, брали самых успешных людей со стороны. С другой стороны и те, кто были Assistant Profs в Гарварде, без проблем устраивались в менее известные университеты.

Date: 2019-11-20 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Моя дочка в прошлом году подавала в аспирантуры. В каждой подаче (в каждый университет) рассказывала, чем она интересуется и с кем из тамошних профессоров хотела бы работать, примерно по три профессора на университет. К моменту campus visits (после того, как её приняли), оказалось, что два из трёх упомянутых профессоров MIT не получили теньюр.

Date: 2019-11-20 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Бывает. И непонятно, это профессора реально слабые или MIT такой привередливый. Я вот сам сторонник того, что лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме, поэтому если бы в свое время решил идти в профессора, то согласился бы на менее престижное место, зная, что там зато я буду самым крутым, смогу привлечь к себе лучших аспирантов, а выгнать меня будут бояться.

Date: 2019-11-11 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] saint-dragon.livejournal.com
>> потому они и бесплатны, что реально никому не нужны

Думаю, что причина все же иная :-) У нас раз в четверть устраивали семинары для публики в огромном зале Бекман центра. Бесплатно, еще и нямки давали, только приходи. А один раз пригласили на семинар астронавта (или даже астронавтку, я туда не попала, так что даже и не помню) - там не то что не влезли все желающие, они видимо предвидели это и поставили экраны для трансляции в нескольких местах, но в итоге и туда все желающие не влезли. Конечно, когда приглашали Френсис Арнольд такого ажиотажа, не было, она к тому времени еще даже не была лауреатом. Вроде бы вскоре после моего переезда Далай Лама еще собирался приезжать, но там кажется уже лекция была не бесплатная, но я точно не помню деталей... наверное можно найти.

На мидвест народ обычно переезжает, если там вся семья живет (не родители и трое дальних родственников, а вот прям полгорода разной степени родства людей). По крайней мере я слышала это от нескольких молодых профессоров в универах мидвеста и от переезжавших туда однокурсников (один кстати в ДауДюпон как раз работает). Хотя я по правде говоря не вижу, почему так ужасно быть профессором в том же Мичигане, чем это ужаснее, чем не знаю, в каком-нибудь Бостоне (если речь не о гарварде-мит). Хотя по правде я могу понять, чем лучше быть профессором в тихом месте в спокойном штате, чем да наверное даже и в Гарварде ;-)

Про таблицу и правда интересное наблюдение. Не то чтобы оно мне когда-то было прям актуально или так уж важно, не припоминаю, чтоб когда-то встречалась с лантанидами-актинидами в лабе, кроме какой-то соли европия. Но да, мне бы наверное тоже в глаза бросилось, если б я сидела в зале и на такую таблицу смотрела.

Date: 2019-11-11 06:19 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Если выступает общепризнанная селебрить - политик, актер, астронавт, миллиардер - понятно, что будет интерес у публики и можно при желании билеты продавать. Я слышал, что на основную TED конференцию билеты по $5k стоят, хотя лекции потом все будут в интернет выложены. Но на профессоров-химиков, даже НЛ, если их отдельно не рекламировать, добровольно из general public пойдут только такие чудики как я. Я еще хотя бы не дошел до того, чтобы летать в другие города слушать лекции интересующих меня профов. Но могу и до такого дойти, если будут еще причины посетить тот или иной город и кампус.

Меня выбор Мичигана по сравнению с MIT-Гарвардом не удивляет. Это все хорошие универы, лучшие в стране. Но вот сейчас погуглил и нашел ее интервью, где она рассказывает, что причина все же личная, они с мужем так two-body problem решали: "[The University of Michigan has] a special office, associated with the provost's office, dedicated to the spouses of employees [who are] hired to help them find jobs. The provost's office also dedicates money to this. If your spouse can find a position at Michigan--and they'll help--the provost's office will pay half the salary for that position. It's an inducement for the department." (https://www.sciencemag.org/careers/2006/11/melanie-sanford-interview)

В прошлом году я бы на таблицу внимания не обратил, но когда попробовал сам эпп делать, то вопросы, какой элемент куда поставить, сами собой возникают. Я в лабе ни с одним из этих элементов не работал.

Date: 2019-11-12 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] m-cardholder.livejournal.com
Сэнфорд - крутая!
Жалко, для 18 фтора этот метод не применить. Ждем продолжений...

Date: 2019-11-12 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
У нее куча других методов была, которые для 18F работают, но которые не подходили Dow из-за дороговизны реагентов или катализаторов. И с медицинской школой Мичигана она тоже сотрудничает, чтобы тестировать те методы для PET.

Она еще вторую лекцию в UW давала на следующий день, уже не о фторировании. Я не пошел, мне для химического вдохновения одной лекции в год вполне хватает, но да, она весьма продуктивна, будет интересно еще раз лет через 10 послушать, к какой химии она придет.

Date: 2019-12-02 05:43 am (UTC)
From: (Anonymous)
Как круто, что я наткнулась на Ваш журнал! Вообще я читала вашу историю получения гражданства, так как мой муж как раз задействован в этом процессе сейчас. Но после того, как я узнала, что вы химик (мы с мужем тоже, и сейчас я учусь на Masters in GSU), не могу оторваться от ваших статей! Вы пишите невероятно интересно! Продолжайте в том же духе!

Date: 2019-12-02 05:45 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Спасибо за добрые слова! Это вы сейчас меня в инстаграмме добавили? Я знакомству с химикам рад, но не обещаю, что буду много и часто писать о химии в жж, все-таки я в лаборатории уже 7 лет не работаю. Успехов с химией, гражданством и со всем остальным.

Date: 2019-12-02 05:56 am (UTC)
From: (Anonymous)
Да, это я :)
Может, и к лучшему, что не много будете о химии писать, иногда и от неё хочется отвлечься ;)
Спасибо! И вам успехов!

Date: 2019-12-03 04:17 am (UTC)
From: (Anonymous)
Да, это я :)
Может, и к лучшему, что не много будете о химии писать, иногда и от неё хочется отвлечься ;)
Спасибо! И вам успехов!

January 2026

S M T W T F S
    1 23
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 10th, 2026 09:57 pm
Powered by Dreamwidth Studios