andresol: (Default)
[personal profile] andresol
Три месяца назад я писал, что читаю книги об истории открытия структуры ДНК. Постепенно я переключился на чтение биографий участников тех событий в Wikipedia. Гиперссылка за гиперссылкой, догадайтесь, к чтению о ком я в итоге пришел?


Разумеется, великий и ужасный Чарлз Дарвин. Из его биографии я знал только, что он по молодости плавал в южных морях, на Галапагосских островах изучал вьюрков и черепах, потом 20 лет сидел на печи, пока не решился опубликовать книгу о происхождении видов, чем очень обидел церковников и прочих, кто не хотел происходить от обезьяны. Многие до сих пор обижены.

Чтение биографии такой взгляд на Дарвина скорее подтвердило, чем опровергло. Но я узнал массу деталей, например, что он в том кругосветном плавании подцепил некую паразитическую болезнь, от которой страдал потом всю жизнь. Или что хотя церковники немного повоняли по поводу происхождения от обезьян, общественность приняла книги Дарвина восторженно, он стал научным героем при жизни и был похоронен в Вестминстерском аббатстве рядом с Ньютоном.

Забавным мне показался следующий эпизод, когда Дарвин, размышлял, стоит ли ему жениться: “he scrawled rambling thoughts about marriage […] with columns headed "Marry" and "Not Marry". Advantages under "Marry" included "constant companion and a friend in old age ... better than a dog anyhow", against points such as "less money for books" and "terrible loss of time.” Но в итоге он все же женился, имел 10 детей, несколько из которых тоже стали учеными и инженерами, трое были посвящены в рыцари. То есть с личной наследственностью у Дарвина тоже все было в порядке.

Дочитав о Дарвине, я захотел почитать о его современнике, о котором я знал совсем мало, – о Джеймсе Клерке Максвелле.


То есть имя Максвелла мне было хорошо знакомо. Если опрашивать физиков, кто самый великий физик всех времен, то Максвелл займет третье место после Ньютона и Эйнштейна. Хотя если опрашивать широкую публику, то они Максвелла вряд ли так высоко поставят, если вообще вспомнят, кто это такой. Скорее уж, назовут Марию Кюри или Ричарда Фейнмана.

Может, его лучше знают в родной Шотландии. Биография его оказалась скупа на интересные истории. Родился, учился, преподавал, выводил дифференциальные уравнения. Умер в 48 лет от рака желудка. Тот же Дарвин только в 50 лет опубликовал свое “Происхождение видов”.

Но важность уравнений Максвелла для всей последующей физики никто отрицать не может. В Wiki так и написано в разделе, на кого он повлиял: “Virtually all subsequent physics”. Из этих уравнений выросло и радио, и теория относительности. Но вот я их никак не могу запомнить (кроме мантры “дивергенция Б равна нулю”). В этом я виню тот факт, что за второй семестр физики в универе, в котором мы проходили эти уравнения, мне поставили 5 автоматом. Поэтому я не готовился к экзамену, и они в моем мозгу не отложились.

Но мы же их потом повторяли в курсе квантовой химии, и я снова их не выучил (хорошо еще, что на экзамене они не попались). Потом я читал книгу Пенроуза, и они там тоже были. Правда, в уже злой тензорной форме, в которой я вообще ничего не понял. В общем, демона Максвелла, который сортирует молекулы на теплые и холодные в обход второго закона термодинамики, я запомнил намного лучше знаменитых уравнений.

А дальше, выбирая, кого почитать следующим, я решил поиграть в такую игру: идти с начала статьи и переходить на первого человека, на которого ведет гиперссылка. В статье о Максвелле первая ссылка, весьма ожидаемо, вела на Ньютона.


Об Исааке Ньютоне я знал довольно много. В том числе и то, что за свою долгую жизнь (он прожил 84 года и не женился) он больше занимался алхимией и изучением книги Апокалипсиса, чем физикой и математикой. Но вот узнал, что, будучи назначенным начальником монетного двора, он лично выводил на чистую воду фальшивомонетчиков. А тогда за такие дела полагалась смертная казнь.

О том, что яблоко на голову Ньютона не падало, я тоже знал. Это миф, который придумал, то ли Вольтер, то ли кто-то еще из ранних биографов Ньютона. Сидеть под яблонями и наблюдать падающие яблоки, выводя закон всемирного тяготения, он мог, но вот на голову ему ничего не падало. И вообще никого падение яблок не удивляло. Всех удивляло, что Луна с Землей взаимодействует по тому же закону, однако Луна на Землю не падает (а, наоборот, медленно отдаляется). И революционность книги Ньютона была именно в том, что те же силы, что притягивают яблоко, действуют и на расстоянии в тысячи километров на Луну.

Напоследок меня позабавил герб, который назначили Ньютону, когда его произвели в рыцари. Причем не за заслуги в науке и даже не в управлении монетным двором, а по политическим причинам, что помер какой-то другой Ньютон, ему надо было найти замену и передать герб:


“Был этот мир глубокой тьмой окутан.
Да будет свет! И вот явился Ньютон.”
“Но сатана недолго ждал реванша.
Пришел Эйнштейн – и стал все, как раньше”.

Но картинки Эйнштейна не будет. Потому что он завещал права на свои изображения Еврейскому университету в Иерусалиме, и когда мы отправили первую версию нашего приложения “Известные люди” (iOS, Android) в Google Play, гугл его отклонил из-за изображения Эйнштейна. Идите, мол, у евреев права купите. Мы обиделись, и в нашем приложении нет Эйнштейна. Не велика потеря, и так все знают, как он выглядел – “подарок для карикатуриста”, как написано в Wiki.

Я точно когда-то читал статью об Эйнштейне, поэтому изначально перечитывать ее я не собирался. Но с тех пор я запомнил fun fact, что после лишения немецкого гражданства, пока ему не дали американское, у Эйнштейна было гражданство Албании. Полез глянуть на него еще раз и никаких упоминаний об Албании в статье не нашел. Странно. Полез разбираться. Я же точно это прочитал в Вики, не в английской, так в русской, но и в русской сейчас ничего об Албании не было.

Оказалось, что в начале 2000-х была такая байка, что Эйнштейн поехал в США по албанскому паспорту. Албания в ходе войны спасла пару тысяч евреев, но все это были обыкновенные евреи, и кому-то захотелось примазаться к бренду, в число спасенных записали Эйнштейна. Несмотря на подобные заявления на некоторых албанских сайтах, никаких документов, подтверждающих, что Албания выдавала Эйнштейну паспорт, не нашлось. Он вообще никогда не бывал в Албании и ничего о ней не писал. В США в 1931 году он поехал по германскому паспорту. Но у него все это время было и швейцарское гражданство. Никакая албанская помощь ему не требовалась.

Решил статью все же перечитать. Но об Эйнштейне я реально знал много. Статья немаленькая, но это по сути только по верхам. На каждый этап жизни Эйнштейна есть отдельная статья, включая даже ”Провалившиеся исследования Эйнштейна”, чтобы никто не подумал, что он был такой гений, что за что ни брался, все разрешал.

Я стал смотреть, куда я должен перейти, если идти по статье об Эйнштейне с самого начала. Первая ссылка на другую личность оказалась на Адольфа Гитлера. Но о Гитлере я точно читал, об этом у меня в файлике записано. А дальше выпал Франклин Рузвельт, которому Эйнштейн послал в 1939 году письмо с призывом начать разрабатывать ядерное оружие (о чем потом жалел). Так я перешел от чтения об ученых к чтению о политиках.


FDR историками считается одним из топ-3 президентов. Я с ними не согласен. Мне никогда не нравилось его решение переизбраться на третий и четвертый срок. Вашингтон и Джефферсон были велики тем, что они добровольно ушли после двух. Наполеон вот не захотел быть консулом республики, полез в императоры и плохо кончил. США – республика и даже со скидками на войну и депрессию в этой стране не должно быть незаменимых руководителей.

После Рузвельта его же соратники провели 22-ую поправку, что нельзя избираться президентом больше двух раз (не больше 10 лет в общей сложности, если первый раз не избрался, а занял пост, прыгнув из вице-президентов). Чтобы всяким путиным было неповадно ссылаться на американский опыт, где президенты по четыре раза переизбираются, и чтобы всяких обам не тащили в кандидаты, если больше популярных демократов нет.

Когда Верховный суд стал резать президентские инициативы Франклина Рузвельта, тот стал всех пугать, что протащит через Конгресс закон о расширении суда до 15 судей, что поназначает столько своих людей, сколько нужно, чтобы все принимали только так, как он хочет. Я же говорю – диктаторские замашки. Да, при нем росла экономика. Но она в те же самые годы и при Гитлере в Германии росла. В общем, FDR я люблю только за CCC – призыв молодежи не на заднице сидеть, получая пособие по безработице, а строить дорожки в национальных парках.

Еще статья удивила меня тем, какие плохие отношения у него были с женой Элеонорой. Я-то был уверен, что она была верный соратник и друг FDR. В Civilization II, если играть за древнюю цивилизацию американцев и выбрать женский персонаж, руководителем становилась именно она (за неимением женщин-президентов в американской истории). Но оказалось, что она занималась своими делами, сохраняя видимость крепкой семьи. “Franklin D. Roosevelt had various extra-marital affairs beginning in 1914 and continuing until the day he died in 1945.” “The emotional break in their marriage was so severe that when Roosevelt asked Eleanor in 1942—in light of his failing health—to come back home and live with him again, she refused.” В общем, изменял он ей со всеми горничными и секретаршами. И этот факт не помешал ему попасть в тройку лучших президентов. Как Вашингтону не помешало владение рабами.

Позавчера закончил с FDR и сейчас я читаю о его fifth cousin once removed, и тоже, какое совпадение, президенте США. Самом молодом президенте США в истории. Но вот Тедди я люблю, он же республиканец ;) И вообще путешественник.

Date: 2020-05-17 01:20 am (UTC)
From: [identity profile] komsomolets.livejournal.com
фигасе - не знал что луна удаляется! уравнения максвела тоже не знаю, хотя и физтех закончил ни к чему это...

Date: 2020-05-17 01:38 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Ньютон о том, что Луна удаляется тоже, скорее всего, не знал. Я всей математики тоже не пойму, но если Луна приливными силами замедляет вращение Земли, то для сохранения углового момента всей системы кто-то должен ускоряться или удаляться. Все силы исключительно гравитационные, но сам эффект удаления на 4 см в год был уже только космическими аппаратами измерен.

Уравнения Максвелла мне нигде по работе не встречались. Это факт.

(no subject)

From: [identity profile] komsomolets.livejournal.com - Date: 2020-05-17 02:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-05-17 02:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-06-03 07:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rempi.livejournal.com - Date: 2020-05-17 05:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-05-17 05:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rempi.livejournal.com - Date: 2020-05-17 02:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2born.livejournal.com - Date: 2020-05-17 11:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-05-17 05:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2born.livejournal.com - Date: 2020-05-17 08:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-05-17 08:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2born.livejournal.com - Date: 2020-05-17 08:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-05-17 09:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2born.livejournal.com - Date: 2020-05-17 09:50 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-05-17 01:37 am (UTC)
From: [identity profile] kstatioptichkah.livejournal.com
Upstairs at the White House by J.B.West очень занимательное чтение про жён президентов, начинается как раз с Элеанор Рузвельт. Прайм даёт почитать бесплатно в Prime Reading.

Date: 2020-05-17 01:41 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Спасибо. У меня prime сейчас нет. Но эта книга есть в электронном виде в Seattle Public Library. Буду иметь в виду. Хотя тема ученых мне все же ближе, чем политиков.

Date: 2020-05-17 01:39 am (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Про Ньютона писали, что у него был склочный характер. Он был драчлив и чрезвычайно злопамятен.

Date: 2020-05-17 01:45 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Я о нем такое тоже слышал. В википедийной статье отдельно это не подчеркивается. Хотя то, что он в письмах мог ругаться и спорить о приоритете с тем же Лейбницом, обозначено. И что упрям был в своих религиозных взглядах. Но если бы слишком драчлив был, то пришибли бы его на дуэли, и не дожил он до 84 лет.

(no subject)

From: [identity profile] agasfer.livejournal.com - Date: 2020-05-17 01:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-05-17 02:20 am (UTC) - Expand

Date: 2020-05-17 03:09 am (UTC)
From: [identity profile] saint-dragon.livejournal.com
Пытаюсь вспомнить, была ли хоть одна статья, молчу про книги, про ученых, которую я бы осилила целиком... Может быть, Кюри. Про политиков точно нет.

А про tech ты такой пост не хочешь написать? ;-)

Date: 2020-05-17 03:22 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Могу о художниках написать. О tech я не читаю (это твоя область ;))
Хотя сегодня новости о Павле Дурове и провале его проекта с криптовалютой читал. Подумал, что Дуров - говорящая фамилия. Но на целый пост у меня идей не хватит.

(no subject)

From: [identity profile] saint-dragon.livejournal.com - Date: 2020-05-17 06:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-05-17 06:59 am (UTC) - Expand

Date: 2020-05-17 05:30 am (UTC)
From: [identity profile] rempi.livejournal.com
А тебе случалось находить утверждения о вкладе первой жены Эйнштейна, Милевы Марич, в его ранние четыре статьи?

Date: 2020-05-17 05:38 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Да, об этом в википедийной статье есть одно предложение: "There have been claims that Marić collaborated with Einstein on his 1905 papers, known as the Annus Mirabilis papers, but historians of physics who have studied the issue find no evidence that she made any substantive contributions."

Там же есть ссылки на сами исследования этого вопроса, и у меня нет основания историкам не верить. Хотя если почитать, там, наверно, своя большая интересная история откопается.

(no subject)

From: [identity profile] rempi.livejournal.com - Date: 2020-05-17 03:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-05-17 07:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-05-17 05:35 am (UTC)
From: [identity profile] tatotu.livejournal.com

С интересом прочитала, спасибо, про президентов США я вообще ничего не знаю

Date: 2020-05-17 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Спасибо. Рад, что тебе этот пост интересен. Если еще статей прочитаю, то тоже их в таком виде баек опишу.

Я читал учебник по истории США перед подачей на гражданство. Общая картина у меня в голове есть. Вот теперь постепенно о президентах читаю. О Вашингтоне и Линкольне я уже читал. Но история США - это не только президенты, конечно. Мне в этих статьях даже интереснее, чем они вне президентства занимались, так как их свершения во время президентства подробно были в том учебнике изложены.

(no subject)

From: [identity profile] tatotu.livejournal.com - Date: 2020-05-17 08:58 am (UTC) - Expand

Date: 2020-05-17 07:29 am (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Могу предложить генеалогическое дерево членства в королевском обществе в семье Дарвина:

Image

Date: 2020-05-17 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Да, ученое у них семейство было. Но без центрального Чарлза никто бы о них сейчас не помнил.

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2020-05-17 08:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-05-17 08:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2020-05-17 08:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marmot1980.livejournal.com - Date: 2020-05-17 03:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com - Date: 2020-05-17 03:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-05-17 05:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2born.livejournal.com - Date: 2020-05-17 11:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-05-17 06:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2born.livejournal.com - Date: 2020-05-17 11:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-05-17 06:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2born.livejournal.com - Date: 2020-05-17 07:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-05-17 08:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2born.livejournal.com - Date: 2020-05-17 08:01 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2020-05-17 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] eric-mcarthur.livejournal.com
Что значит в Европе? Европа большая и разная. Если в Венгрии кто-то сидит и не уходит - ну так тем хуже для Венгрии. Что мы можем сказать о ней особо хорошего? Единственная страна где все неплохо и канцлеры подолгу переизбираются - это Германия. Ну так судить по исключению обо всей Европе это, прямо скажем, занятие лукавое.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] eric-mcarthur.livejournal.com - Date: 2020-05-22 10:34 am (UTC) - Expand

Date: 2020-05-17 05:53 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Мне этот критерий очень важен. Я наблюдал, как Россия снова скатилась в культ личности. Президент должен быть ограничен, как в своей власти, так и в сроках. К нему надо относиться как к временному наемному работнику, а не как к отцу нации и полубогу. Если очень нужен царь, то можно завести конституционную монархию, когда есть царь для всенародной любви и вручения медалек, и есть сменяемые правители, у которых есть реальная власть, но ограниченная парламентом, судьями и правительствами на местах.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-05-22 06:58 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-05-22 07:06 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-05-22 07:19 am (UTC) - Expand

Date: 2020-05-17 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] anggva-ubervald.livejournal.com
Размышления Дарвина про брак порадовали, конечно 🤣

Date: 2020-05-17 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Да, веселое рассуждение. Надеюсь, собаки не обиделись ;)
Мне порой кажется, что Илон Маск рассуждает подобным образом.

(no subject)

From: [identity profile] anggva-ubervald.livejournal.com - Date: 2020-05-17 06:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-05-17 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] marmot1980.livejournal.com
Я все биографии сверяю с википедией. Там еще на разных языках статьи пишут разные люди и непрофессионализм авторов википедии, а особенно их предвзятость, очень заметна. Хотя, если факты изложены внятно, можно и свои выводы делать.

Я хотела внести правку в англ. статью о Тимофееве-Ресовском, но не знаю как, и мне не хватает усидчивости выяснить. Там авторы упомянули "насыщенность америки учеными" и "ожидание лучших условий работы" как факторы возвращения его в СССР в 1945м году, ссылаясь на какую-то статью двух американских чуваков -- я не очень поняла кого -- и статью достать не смогла. Но это не интервью. И вот как раз подумала - вот он, карго калт сайенс в действии - факт есть, ссылка есть, значит всё, так оно и было.

Date: 2020-05-17 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
В Wikipedia могут быть и фактические ошибки, как я приводил пример с албанским гражданством Эйнштейна. Но у Wikipedia есть то преимущество, что все эти ошибки со временем исправляются, что невозможно сделать в печатных книгах и статьях. И пока в Wiki все же преобладают взвешенные факты, а не теории заговора. Понятно, что у каждого автора есть свой политический окрас, я это в голове держу, когда вообще любой текст.

На всех пяти статьях, о которых я в этом посте написал, в английских версиях висят замочки, то есть правки вносить в них могут только опытные википедисты. Я сам Википедию не редактировал, но не отказался бы заняться этим на старости лет. Больше пользы, чем посты в жж писать. Но вот тоже пока все лень разобраться, как это делается. Ну, и ответственность давит, что надо будет все перепроверять, а не писать, как в голове запомнилось.

Date: 2020-05-18 01:50 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Андрей , у меня тоже приложение на тему флагов есть. Нет ли у вас проблем с арабами, которые ставят единицу и пишут про Палестину?

Date: 2020-05-18 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Палестина у нас есть. Но нам пишут насчет Иерусалима в приложении о столицах, что это столица Палестины, а не Израиля. Я упрямый, не хочу Иерусалим на Тель-Авив менять, если сами израильтяне считают своей столицей Иерусалим. Иногда отмечаю такие 1-звездочные отзывы флажком (можно такое делать в консоли Google Play, у Apple тоже есть механизм жалобы на отзывы), но если там нет мата, то такое редко удаляют. Считаю это неизбежной издержкой, если делать географические игры. Сербы жалуются на Косово, русские и украинцы на Крым, Индия и Пакистан друг на друга и так далее.

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2020-05-19 09:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-05-19 04:23 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-05-22 07:07 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-05-22 07:16 am (UTC) - Expand

Date: 2020-06-12 12:23 am (UTC)
From: [identity profile] olesikpolyglot.livejournal.com
Как много интересных фактов! Особо позабавило про изображения Эйнштейна.

Date: 2020-06-13 05:21 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Рад, что оказалось познавательно. Мы не делаем приложения о фильмах или марках автомобилей, чтобы не нарушать чужие торговые марки и авторские права, но с Эйнштейном я никак подвоха не ожидал.

January 2026

S M T W T F S
    1 23
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 10th, 2026 08:05 pm
Powered by Dreamwidth Studios