andresol: (Default)
[personal profile] andresol
Однажды мы с братом рассматривали картину бельгийского сюрреалиста Рене Магритта “Listening Room” (1952).


И я уже не помню, что я хотел доказать, но я взял ручку и нарисовал следующую “картину за 10 секунд”:


Что химик помещает в центр композиции? Конечно, бензол. А так как рисовал я “под Магритта”, то снизу подписал: “This is not Benzene”. Разумеется, это отсылка к его знаменитейшей картине “Вероломство образов” (1929), которую год назад я собственноручно сфоткал в музее в Лос-Анджелесе:


На картине изображена курительная трубка, но под ней по-французски написано: “Это не трубка”. Несогласным Магритт пояснял: “Конечно же, это не трубка. Попробуйте набить ее табаком!”.

Для него это было философское изучение, как соотносятся реальные предметы, их изображения и слова, которыми мы их называем. Но с бензолом я решил пойти дальше и, разместив свою картинку в инстаграме, подписал, что, разумеется, это не сам бензол, а одна из его резонансных форм:


Шутку поймут только химики-органики. Не можем мы простыми черточками передать всю глубину и особенности такой важной структуры как бензол. Поэтому изображаем его чаще всего как циклогекса-1,3,5-триен, понимая, что к этим двойным связям столь же нельзя присоединить бром, как и набить магриттовскую трубку табаком.

Когда Магритт рисовал свою трубку, Лайнус Полинг предложил теорию резонанса для квантовохимического описания молекул. Для бензола получалось, что он существует как суперпозиция нескольких резонансных структур. Бензол не является ни левой, ни правой структурой, но только их совокупностью. Запутано? Ненаучно? Неудивительно, что в то время как Магритт рисовал свою “Подслушивающую комнату”, в СССР “теория резонанса была объявлена буржуазной, идеалистической, чуждой диалектическому материализму – и поэтому неприемлемой для использования в науке и образовании”. Уверен, что картины Магритта в СССР тоже не оценили бы.


Помню, как 20 лет назад на школьном химическом кружке среди нас, только что прочитавших о структуре бензола, шли жаркие споры, как его надо рисовать – с кружком или с палочками. Что же вы сталинских академиков хотите?

Магритт отказывался объяснять, что означают его картины. Он справедливо считал, что если художник раскроет тайну, то они потеряют в цене. Вот в этом феврале на аукционе “Кристис” была продана картина Магритта “Сомнамбула” (1946) за 1.7 млн фунтов стерлингов (и это далеко не рекорд для полотен Магритта):


Мы видим ту же самую трубку. Что означает эта картина? На что ссылается? На Мунка или ван Гога? (В оккупированной Бельгии Магритт, если верить Wiki, зарабатывал рисованием фальшивых денежных купюр и картин знаменитых художников). Уж точно не на мем “Как нарисовать сову”. Зато у нас с братом появился мем “Купить сову” – стать настолько богатым, чтобы покупать оригиналы Магритта для украшения своего дома.

В инстаграме мое художество лайками не оценили. Там надо постить фотки цветочков и закатов. Я уже писал и показывал в жж, что на скучных лекциях в универе рисовал всякий трэш. Художественных академиев не заканчивал. Да и скучно мне часами выводить каждое перышко, каждую складочку. Взял перо и за 10 секунд набросал мысль. Вот вам для разгадывания еще несколько моих недавних картинок, в каждой из которых есть как химическая, так и художественная аллюзия:

(deleted comment)

Date: 2020-06-03 01:09 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Спасибо. Я тут сам насчет искусств просвещаюсь.

Date: 2020-06-03 02:44 am (UTC)
From: [identity profile] marmot1980.livejournal.com
Аллюзии не разгадала, но буду следить за обновлениями.

Я тоже люблю накидать отсылок в каждом посте и потом читать спустя годы. Всё вспоминается сразу вместе: и что делалось, и что думалось.

Date: 2020-06-03 02:57 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Если никто не угадает, я потом комментом напишу, что я в каждую из картинок вкладывал.
Ты-то умеешь хорошо рисовать, чтобы было на реальный мир похоже. А мне остается свою мазню оправдывать "глубокими химическими идеями" ;)

(no subject)

From: [identity profile] marmot1980.livejournal.com - Date: 2020-06-03 03:26 am (UTC) - Expand

Date: 2020-06-03 03:09 am (UTC)
From: [identity profile] saint-dragon.livejournal.com
Зеркало прикольно. Череп сомневаюсь, что правильно поняла, но возможно. Но зомбо-Путин, идущий по лесу из полимеров и проекций Фишера... это у тебя крутая фантазия, конечно, интригует, но я не могу предположить, о чем это ;-)

Date: 2020-06-03 03:15 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Это не Путин. Это химик вообще. Заблудившийся в химическом лесу. Формулы у меня лучше людей получаются ;)
Половина штуки о черепе - https://ru.wikipedia.org/wiki/Vanitas, а другую половину только химики поймут.

Date: 2020-06-03 04:01 am (UTC)
From: [identity profile] al-chemie.livejournal.com
А есть большие альбомы René Magritte? Че-то очень понравилось :)

Date: 2020-06-03 04:11 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Мне тоже Магритт нравится, но я его картины или в музеях видел, или несистематически в интернете рассматривал (и читал о них). Вот тут одно из собраний: https://arthive.com/renemagritte/works

Альбомы явно должны быть, художник он известный, но там могут быть сложности с copyright. На Amazon вот такая книга продается, но она нормального формата, не большого: https://www.amazon.com/Magritte-Basic-Art-Marcel-Paquet/dp/3836503573/

(no subject)

From: [identity profile] al-chemie.livejournal.com - Date: 2020-06-04 02:30 am (UTC) - Expand

Date: 2020-06-03 04:47 am (UTC)
From: [identity profile] tatotu.livejournal.com

Мне очень понравились твои зарисовки, особенно химик! Я ничего угадать не могу (может там где череп цианистый калий?), но и я честно всё забыла по химии из-за неиспользования тех скудных знаний, что получила в школе и универе более десятилетия назад. И давайте уже покупайте сову, я к вам буду напрашиваться в гости, чтобы ею полюбоваться! Из всех картин Маггрита, что ты привёл в посте, она мне понравилась больше всего, скорее всего из-за отсылке к Ван-Гогу.

Date: 2020-06-03 04:54 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Спасибо!

Нет, вместе с черепом другое соединение нарисовано - циклобутадиен. Кроме хардкорных химиков, никто не знает, что оно неустойчиво и живет только доли секунды. Поэтому в данном случае оно показывает скоротечность жизни. Череп был символом того же на многих классических картинах.

"Сова" мне тоже понравилась, по многим причинам, поэтому она в пост и попала. Но клин светом на ней не сошелся. Если очень захочется, то для украшения дома можно будет дешевые картины неизвестных/начинающих художников купить. Был бы дом.

(no subject)

From: [identity profile] tatotu.livejournal.com - Date: 2020-06-03 09:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-06-03 05:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tatotu.livejournal.com - Date: 2020-06-04 05:46 am (UTC) - Expand

Date: 2020-06-03 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com
>Что химик помещает в центр композиции? Конечно, бензол.
Ржу :-)

Date: 2020-06-03 05:06 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Вот так у меня мозги работают. Кто умелый мог бы фуллерен нарисовать, он больше на яблоко похож.

Date: 2020-06-03 05:57 am (UTC)
From: [identity profile] serge-gris.livejournal.com
Мне очень понравилось! Магритта люблю и готов выискивать в его картинах свои дурацкие мысли. Картинки сразу навеяли литературные аллюзии: Гамлет, Алиса и Красная Шапочка. Разумеется это очень поверхностные иллюзии. Попробую покопать поглубже:)

Date: 2020-06-03 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
С литературными персонажами очень хорошее наблюдение. Я таких аллюзий не вкладывал, но соглашусь, что они тут подходят. Получается, такой постмодернизм в искусстве, когда произведение автор и зритель творят совместно.

Date: 2020-06-03 06:23 am (UTC)
From: [identity profile] elenaoat.livejournal.com
А неплохие рисунки, между прочим.
Edited Date: 2020-06-03 06:23 am (UTC)

Date: 2020-06-03 06:36 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Спасибо!
Я о качестве рисунка не думал, мне важно было быстро общую идею зарисовать. Поэтому у химика в лесу такой странный халат.

Date: 2020-06-03 07:20 am (UTC)
From: [identity profile] 2born.livejournal.com
Отличные у вас рисунки, мне очень нравятся!

И спасибо, теперь я понял, что это за теория резонанса, за которую так прессовали:(((

Date: 2020-06-03 07:26 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Спасибо!
Количественно на уровне формул и точных расчетов я теорию резонанса никогда хорошо не знал, но на качественном уровне химики-органики ей постоянно пользуются до сих пор, потому что многие вещества по-другому не изобразить. Или придется выдумывать разные пунктирные, частичные связи, которые тоже мало, что объясняют.

(no subject)

From: [identity profile] 2born.livejournal.com - Date: 2020-06-03 07:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-06-03 07:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2born.livejournal.com - Date: 2020-06-03 09:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lipkalapka.livejournal.com - Date: 2021-05-04 07:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2021-05-04 07:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lipkalapka.livejournal.com - Date: 2021-05-04 07:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2021-05-04 07:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lipkalapka.livejournal.com - Date: 2021-05-04 08:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2021-05-04 08:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lipkalapka.livejournal.com - Date: 2021-05-04 08:59 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-06-03 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] shultz-flory.livejournal.com
Будь я советским автором учебника по химии тех времен, представил бы формулу бензола как диалектическое единство двух изомерных циклогексатриенов.

Date: 2020-06-03 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] 2born.livejournal.com
Вот да! Браво! Собственно, именно так книжки и писались, когда нужно было донести свежие идеи:))

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-06-03 07:51 am (UTC) - Expand

Date: 2020-06-03 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] -heckfy.livejournal.com

Классные картинки, интересное направление в искусстве! На картинке с весами я бы положил кислород О16=О14.

Date: 2020-06-03 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Спасибо!
Это молекула кислорода, где один из изотопов кислород-14? Почему именно он? Как еще один атрибут мимолетности жизни можно любой короткоживущий изотоп выбирать.

(no subject)

From: [identity profile] -heckfy.livejournal.com - Date: 2020-06-03 09:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-06-03 05:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rempi.livejournal.com - Date: 2020-06-04 05:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-06-04 05:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rempi.livejournal.com - Date: 2020-06-04 08:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-06-04 10:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rempi.livejournal.com - Date: 2020-06-05 03:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rempi.livejournal.com - Date: 2020-06-05 03:20 am (UTC) - Expand

Date: 2020-06-03 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] slonik-ora.livejournal.com
L и D изомеры на второй картинке сразу очевидны, а с первой и третьей не понял =/
Это потому, что ещё с школы, где я учился в химбио-классе, я химию недолюбливал )))

Date: 2020-06-03 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Да, вторая картинка про хиральность и оптическую изомерию в данном случае у аминокислот. Я потом общий подробный комментарий напишу, что я в каждый рисунок вкладывал и чем вдохновлялся.

Date: 2020-06-03 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] anggva-ubervald.livejournal.com
Забавные зарисовки!

Я Магритта для себя открыла, когда попала на выставку "Дали и Магритт" в музее Дали во флоридском Санкт-Петербурге. На контрасте с Дали, у которого там все сложно и нагромождение образов, Магритт с его "а смотрите как прикольно я придумал" смотрится прекрасно.

Date: 2020-06-03 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Спасибо!
Магритт мне тоже больше Дали нравится. У Дали тоже есть неплохие картины, но там столько мелких деталей обычно, а у Магритта, наоборот, все кажется простым, но эта простота в необычном контексте шокирует больше, чем неведомые животные Дали.

Date: 2020-06-03 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] nervo4ka.livejournal.com
Ты настоящий химик. =) Я даже засомневалась, а настоящий ли я биолог?

Date: 2020-06-03 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Я помню, как ты выкладывала свои биологические университетские рисунки, неплохо было нарисовано. И у тебя в жж целая серия была по микроскопированию простейших - не была бы тебе биология интересна, не стала бы ты таким на досуге заниматься.

Date: 2020-06-04 02:58 am (UTC)
From: [identity profile] kubischkin.livejournal.com
Вы довольно мило рисуете, дорогой доктор Андрей! 🤗🤗

Date: 2020-06-04 03:03 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Спасибо!
Но до Магритта мне далеко ;)

(no subject)

From: [identity profile] kubischkin.livejournal.com - Date: 2020-06-04 03:07 am (UTC) - Expand

Date: 2020-06-04 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] vetlivaya91.livejournal.com
люблю Магритта всей душой) а твои рисунки отличные, под них очень даже комиксы можно рисовать

Date: 2020-06-04 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Спасибо! Я сам думал о том, чтобы завести, например, для подобных рисунков отдельный инстаграм. Комиксы и более примитивные в плане рисунка бывают, была бы идея. Но все это проекты на далекое будущее. Потому что зарабатывать этим я не собираюсь, а сейчас жалко каждый день на такое время тратить.

(no subject)

From: [identity profile] vetlivaya91.livejournal.com - Date: 2020-06-05 08:30 am (UTC) - Expand

Date: 2020-06-04 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] vigna.livejournal.com
У меня вторая ассоциируется с дарвиновским деревом: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Darwin_Tree_1837.png
хотя химия явно не ДНК, как следовало бы ожидать в этом случае.

Date: 2020-06-04 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
На последнем рисунке деревья и подразумевались. Но я старался рисовать их с правилами изображения органических структурных формул. Без пятивалентных углеродов. У Дарвина совсем другая идея была, более глубокая для своего времени, а не просто развлечение.

Date: 2020-06-06 05:18 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Я в комментариях уже подтвердил, кто и что правильно угадал. Но вот общее сочинение "Что хотел сказать художник":

1) "Vanitas с циклобутадиеном" - Вики пишет: "Ванитас - жанр живописи [...], композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. [...] предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти." Вместе с черепом были и другие символы, например, увядающие цветы или гниющие фрукты. А у меня циклобутадиен - молекула с очень коротким временем жизни (димеризуется из-за антиароматичности).

2) "Изолейцин и зеркало" - некоторые химические соединения могут существовать в виде двух оптических изомеров, которые относятся друг к другу как зеркальные изображения. Явление называется хиральностью. При этом аминокислоты, которые входят в состав белков, встречаются в природе почти исключительно в виде одного энантиомера (L-). Вот он стоит в "нашем" мире и видит в зеркале своего ужасного неприродного зеркального двойника (хотя в некоторых бактериях D-аминокислоты тоже встречаются, но не в составе белков). У аминокислот удобно два атома кислорода сделать глазами, которые будут в зеркало смотреть. Картин с зеркалами полно. Например: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Titian_-_Venus_with_a_Mirror_-_Google_Art_Project.jpg.

3) "Химик, заблудившийся в химическом лесу". Изначально вдохновлялся я вот этой картиной - https://www.wga.hu/html_m/f/friedric/2/206fried.html. Хотелось нарисовать поникшего головой химика, который печально бредет среди вырастающих из-под земли химических формул. Благо многие разветвленные структурные формулы сами собой на деревья похожи. Кроме идеи, что химия - большая и сложная, я ничего не подразумевал.

Date: 2020-06-06 09:40 pm (UTC)
From: [identity profile] saint-dragon.livejournal.com
Мне кажется, тебе это как UDP в сам пост под кат лучше бы добавить - тут совсем мало кто заметит. Жаль, что жж для загадок с отгадками не очень удобен...

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2020-06-06 09:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-06-10 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] vince kartunov (from livejournal.com)
ОТличный пост - один из тех, что отличает авторов!

Date: 2020-06-13 05:18 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Спасибо. Я специально посмотрел, что постов о картинах Магритта в жж немало, но вот с химией их связать могу только я ;)

January 2026

S M T W T F S
    1 23
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 10th, 2026 10:52 am
Powered by Dreamwidth Studios