andresol: (Default)
[personal profile] andresol
Сегодня я хочу рассказать о нескольких книгах, которые на поверхности могут притворяться детективами, но в итоге оказываются чем-то другим. А чем именно, часто нельзя говорить – в этом будет спойлер. Жанр классического детектива – уже сам по себе спойлер: читатель берётся за него, ожидая, что произойдёт преступление, которое будут расследовать и раскроют на последних страницах. Что может пойти не так?

1. «Отель "У Погибшего Альпиниста"» (1970). Давненько я ничего не читал у Аркадия (1925–1991) и Бориса (1933–2012) Стругацких. И на то есть свои причины: когда я пробовал читать их в университете, они показались мне идейно грузными, а у меня случается внутреннее противодействие, когда меня поучают. Но эту книгу братьев Стругацких на ютубе хвалили как «почти детектив». И начало у неё до пародии детективное: несколько персонажей оказываются в горном отеле, заваленном снегами, в котором произошло загадочное преступление.



И атмосфера «западного» детектива мне понравилась. Стругацкие собирают не только детективные штампы, но и советское представление о Западе: с его сумасбродными миллионерами, беспощадными гангстерами, продажными инспекторами полиции и существом, которое одевается так, что никто не может понять, юноша это или девушка, и называют его Чадо. Тогда такое считалось смешным. И нет бы Стругацким отвлечься от вселенской философии морального выбора и написать лихо закрученный детектив, но они остались Стругацкими, и поэтому моя оценка в итоге 4/5. Почему – не буду писать, потому что тогда не обойтись без спойлеров. Почти все современные издания помещают главный спойлер на обложку, поэтому я специально нашёл правильную картинку с красивыми советскими шрифтами.

Но книга короткая и приятно написанная, поэтому могу её всем рекомендовать.

2. «Ребекка» (1938) Дафны Дюморье (1907–1989) (в российских изданиях есть ещё вариант Дю Морье). Ещё одна книга, о которой я слышал много хорошего на ютубе. Сразу предупрежу, что первые две главы написаны очень запутанно, и можно испугаться, что это модернизм в стиле Джойса, но я рад, что не бросил слушать, повествование вышло вначале на понятный уровень, и чем дальше, тем становилось всё интереснее. Я ожидал, что будет сюжетный поворот, но не предугадал какой и что их будет несколько.



О жанре «Ребекки» много спорят. Детектив? Да, но не только. Готическая новелла-ужастик? Атмосферная вещь, но нет. Дамский роман? Говорят, очень похожа местами на «Джейн Эйр», которую я не читал. Про любовь там будет, но это не то, что я называю Romance. Мне при чтении вспоминался сериал “Downton Abbey” – тоже первая половина 20 века, большой английский дом с запутанными взаимоотношениями между слугами и хозяевами.

В итоге я легко поставил 5/5 и понял, почему именно Хичкок снял по этой книге фильм. Фильм я, кстати, не смотрел, но прочитал в Википедии, что в нём по сравнению с книгой изменена концовка из-за существовавшего тогда в Голливуде закона. Если скажу, какого именно закона, то это будет жирный спойлер. Я обычно пересказываю брату сюжеты книг, которые слушаю, а тут с середины прекратил пересказывать: вдруг он решит почитать (что вряд ли), не буду ему портить удовольствие.

3. «Загадочное ночное убийство собаки» (2003). Оригинальное название книги Марка Хэддона (1962–) “The Curious Incident of the Dog in the Night-Time” не содержит слова «убийство» и является цитатой из рассказа Конан Дойля “The Adventure of Silver Blaze” («Серебряный») из серии о Шерлоке Холмсе. Я этот рассказ перечитал, чтобы быть в курсе и избежать возможных спойлеров (их не будет, но будут спойлеры на другие классические детективы, включая «Собаку Баскервилей»), и заодно отмечу, что рассказ Конан Дойля мне понравился на 5/5 – таким и должен быть детектив, ниже в изобретательности опускаться нельзя.



Но книга Хэддона классическим детективом не является, хотя и начинается с обещанного загадочного убийства собаки. В первую очередь эта книга об аутизме, и мне она показалась вдохновлённой другими произведениями на эту тему, включая «О мышах и людях» Стенбейка и «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза. Кажется, я обратил на неё внимание, потому что она попадалась в подборке художественных книг о математике и при этом у неё больше миллиона оценок на сайте goodreads. Но математики в ней очень мало, а вот семейных драм предостаточно.

Были в ней вещи, которые мне очень понравились, но были и куски, которые скатывались в бред сумасшедшего. В целом я охарактеризовал её как интересный эксперимент выйти за рамки детективного жанра. Моя финальная оценка 4/5, но в сторону 5, а не 3.

4. «Химические приключения Шерлока Холмса» (1989–2009). Раз пошла речь о Шерлоке Холмсе, то вот ещё не книга, а серия из 15 статей в журнале Journal of Chemical Education, написанная профессорами Thomas G. Waddell и Thomas R. Rybolt из Университета Теннесси в Чаттануге, к которым потом школьный учитель Ken Shaw из Юты дописал ещё две истории. Эти «Приключения» издавались отдельной книжкой и были в том числе переведены на русский. Мне кажется, что я впервые о них услышал в летнем химическом лагере, в котором я был после 10 класса.



На этот раз я прочитал только три истории: две самые первые – «Шерлок Холмс и жёлтые призмы» и «Шерлок Холмс и мошеннический кетон», а так же творение учителя из Юты «Шерлок Холмс и змеиные останки». Конечно, это не детективы, а такие растянутые химические задачи, где литературная часть притянута за уши, чтобы заинтересовать школьников. Например, в первой истории помер старик, выпив чаю с тремя своими сыновьями. У каждого из сыновей в кармане находят тот или иной яд, и Шерлок Холмс должен провести анализы и установить, кто убийца. Химию, кстати, желательно уже знать на приличном уровне или читать эти истории с преподавателем, который всё объяснит. Общая идея этих рассказов мне стала понятна, особого удовольствия от чтения я не получал, поэтому поставил предварительно 4/5 и ограничился только тремя историями.

Разные яды и химические особенности широко использовались в детективной классике. Я помню, как меня удивил химический уровень знаний Агаты Кристи в «Таинственном происшествии в Стайлз». В плане построения детективной загадки университетским профессорам сложно тягаться с мастерами жанра. В то же время этот цикл статей стал чуть ли не самым популярным в истории журнала. Что ещё из J. Chem. Ed. стали бы переводить на русский? Здесь большую роль играет правильный выбор главного героя, который уже не защищён авторскими правами, и все знают, кто такие Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Если бы они написали «Химические приключения Джона Смита», то потеряли бы 90% аудитории.

5. «Чужак» (1996) – самый первый сборник повестей о приключениях Макса Фрая. Очень популярная серия книг, которая в своё время прошла мимо меня. Под псевдонимом Макс Фрай их пишет писательница Светлана Мартынчик (1965–) (первые книги написаны совместно с супругом Игорем Стёпиным (1967–2018)). Это юмористическое фэнтези иногда сравнивают с творчеством Терри Пратчетта, после поста о котором мне напомнили, что есть же ещё Макс Фрай. Я и раньше слышал это имя, поэтому решил послушать и составить собственное мнение.



Предупреждают, что к первым книгам нужно проявить снисхождение: автор ещё искала свой стиль и следующие произведения в серии будут лучше. Но без первой книги многое будет непонятно. В ней главный герой попадает в волшебный мир, где его зачисляют в сыскное войско, которое действительно чем-то напоминает «Стражу!» Пратчетта. Но у Макса Фрая почти нет социальной или политической сатиры. Это отдельные истории, где сыщики много едят, шутят друг с другом, гладят котов и иногда расследуют преступления. Загадочного детектива обычно не получается, потому что каждый раз оказывается, что виновата новая магия, с которой Макс и читатель ещё не сталкивались, а магией можно объяснить всё что угодно.

К миру Ехо, героям и авторскому юмору надо привыкнуть. За первые повести я мысленно поставил 3/5, за последние – 5/5. В среднем за сборник вышло 4/5. Обычно со сборниками рассказов у меня получается наоборот: чем дальше, тем скучнее. Я не отказываюсь от прослушивания продолжений о приключениях Макса, но не загадываю, когда у меня найдётся для них время.

6. В доме королевского прокурора происходит несколько загадочных смертей. Череда несчастных случаев? Или преднамеренные убийства с помощью стрихнина, как подозревает семейный доктор? И кто тогда убийца? Это не детектив, а всего лишь маленький подсюжет романа «Граф Монте-Кристо» (1844–1846) Александра Дюма-отца (1802–1870) и его соавтора Огюста Маке (1813–1888), с которым Дюма делился деньгами, но не славой. Книга известная, но я долго не хотел браться за «толстяка» в 1276 страниц (более 59 часов в аудиозаписи на русском). Наконец, решил попробовать – всегда же можно бросить, если заскучаю. Но с самого начала было понятно и увлекательно: сразу есть конфликт, романтические герои, яркие приключения, за которыми интересно следить. Со временем героев становится много, но если делать записи, кто чей сын, то не запутаешься.



Я думал, что знаю сюжет, но оказалось, что я знал не более 20%. И кроме сюжета, вы найдёте множество наблюдений за жизнью во Франции и Италии того времени: от посещения оперы и употребления гашиша до смертной казни и игры на бирже. Мне «Граф» понравился больше «Трёх мушкетёров», и я ставлю ему 5/5. Есть мнение, что Дюма надо читать до 15 лет, а потом переходить на более серьёзные книги. Не согласен. Я в прошлом году прослушал много книг для детей, которым поставил оценки 2 и 3, потому что мне было скучно. И я часто понимал, что для своей аудитории книги хорошие, но я уже перерос такие сюжеты и героев. А «Граф Монте-Кристо» – роман для всех, несмотря на нелепые совпадения и преувеличения. Не детектив, но он мне так понравился, что захотелось по свежей памяти о нём написать.

***

В прошлый раз я писал, какие книги мне понравились из жанра фантастика и фэнтези. Чистых детективов на 5/5 давно не попадалось. Как найдутся, так и о них напишу.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2022-01-23 12:12 am (UTC)
From: [identity profile] rider3099.livejournal.com
Спасибо за обзор!

Date: 2022-01-23 12:20 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Спасибо за комментарий!

Date: 2022-01-23 12:52 am (UTC)
From: [identity profile] annum-per-annum.livejournal.com
Есть ещё советская экранизация "Отеля у погибшего детектива". Там музыка весьма недурственная, за автором эстонского композитора и музыканта с шведским именем Свена Грюнберга. Обычно многие вот эту сцену и музыкальную тему вспоминают:



Date: 2022-01-23 01:06 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Тоже пример, как в СССР изображали «загнивающий Запад», другое дело у нас в сельском клубе – и танцы правильные, и музыка :)
Про существование экранизации я читал, но взял за правило не смотреть фильмы сразу после прочтения книги: обычно впечатление смазывается из-за того, что ещё очень хорошо помнишь сюжет.

(no subject)

From: [identity profile] annum-per-annum.livejournal.com - Date: 2022-01-23 01:41 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] annum-per-annum.livejournal.com - Date: 2022-01-23 02:11 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] annum-per-annum.livejournal.com - Date: 2022-02-07 11:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com - Date: 2022-01-23 07:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2022-01-23 02:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] annum-per-annum.livejournal.com - Date: 2022-01-23 08:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2022-01-23 08:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] annum-per-annum.livejournal.com - Date: 2022-01-23 08:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2022-01-23 06:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] agasfer.livejournal.com - Date: 2022-01-23 03:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] annum-per-annum.livejournal.com - Date: 2022-01-23 05:44 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2022-01-23 01:24 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Зря стал или не стал?
Если я эти книги до этого не читал, то логично предположить, что большинство моих френдов всех их тоже не читало. Я сам пропускаю у других людей посты о книгах, фильмах или сериалах, если я их не читал и не смотрел и вижу, что люди обсуждают идеи и героев. Очень боюсь спойлеров. Но при этом после того, как я закончил чтение, мне интересно прочитать чужое мнение, как в жж, так и на специализированных книжных сайтах. Возможно, надо научиться писать посты со внутренними катами-спойлерами.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2022-01-23 02:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] annie-celeblas.livejournal.com - Date: 2022-01-23 05:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2022-01-23 05:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vsparrow.livejournal.com - Date: 2022-01-24 12:53 am (UTC) - Expand

Date: 2022-01-23 01:57 am (UTC)
From: [identity profile] esya.livejournal.com
А ты читал\слушал Ларсона -- Девушка с татуировкой дракона и тд...? Шведский фильм тоже неплох.

Date: 2022-01-23 02:36 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Да, слушал прошлой весной и не могу сказать, что мне понравилось. Писал о ней здесь под №6: https://andresol.livejournal.com/178758.html.

Мне понравилась внутренняя часть, где идёт собственно детектив, расследование давнего исчезновения. А вся окружающая история с газетой и собственно жизнь «девушки с татуировкой дракона» и её хакерские похождения мне показались скучными и излишними. Фильм не смотрел (ни шведский, ни английский), но подозреваю, что неинтересные куски и персонажей из фильма выкинули.

(no subject)

From: [identity profile] agasfer.livejournal.com - Date: 2022-01-23 03:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2022-01-23 03:49 am (UTC) - Expand

Date: 2022-01-23 03:00 am (UTC)
From: [identity profile] ny-quant.livejournal.com
"Отель" одно из моих нелюбимых произведений Стругацких. По-моему я его даже ни разу не перечитвывал.

Date: 2022-01-23 03:11 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Я заметил, что комментаторы на ютубе делятся на тех, кому «Отель» понравился больше «Пикника на обочине», и на тех, кому больше понравился «Пикник». Надо будет посмотреть, в чьём я лагере.

Мне в «Отеле» понравилась первая половина, мягкий юмор авторов, эксцентричность героев. Но развязка нарушила всю внутреннюю логику предшествующих событий. И я не проникся глубокими идеями, если авторы их закладывали. Идеи, возможно, неплохи, достойны обсуждения, но тогда преподносить их надо было в другой форме.

(no subject)

From: [identity profile] ny-quant.livejournal.com - Date: 2022-01-23 04:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mihailgurevitch.livejournal.com - Date: 2022-01-30 05:15 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-01-23 03:12 am (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Монте-Кристо я в школьные годы перечитал неск раз, кроме того, смотрел старый еще фильм с Жаном Маре, дублированный в СССР. Недавно на аудио переслушивал. Ребекку когда-то читал, но не помню ни слова из нее. Если меня поставят к стенке и скажут, Если ты не вспомнишь хоть что-нибудь из Ребекки, мы тебя расстреляем! то я честно отвечу, Стреляйте! :)

Date: 2022-01-23 03:23 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Если бы у нас дома в детстве была книга «Граф Монте-Кристо», я бы её раньше прочитал. Но зато сейчас можно намного быстрее прослушать. Экранизации я кусками видел, поэтому думал, что знаю сюжет. И самое начало до побега из замка я помнил (но не то, что события начинаются в 1815 году во время «Ста дней» Наполеона), но когда оказалось, что это только 1/6 книги, я удивился: что там ещё можно написать? Оказалось, что много всего интересного.

У меня со многими книгами, которые я читал больше 10 лет назад, так: даже помню о некоторых, что книга очень понравилась, но сюжет и героев не вспомню. Максимум какой-нибудь малозначительный факт, который застрял в голове.

(no subject)

From: [identity profile] agasfer.livejournal.com - Date: 2022-01-23 03:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2022-01-23 03:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] agasfer.livejournal.com - Date: 2022-01-23 03:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-konst.livejournal.com - Date: 2022-01-24 11:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] agasfer.livejournal.com - Date: 2022-01-24 02:29 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-01-23 04:27 am (UTC)
From: [identity profile] saint-dragon.livejournal.com
Кажется, я слушала №6 в долгих поездках на работу-с работы лет 6 назад. Не помню практически ничего. Короче потерянное время.

Tag along к комментатору выше — я искренне не понимаю повсеместную эпидемию спойлерофобии. У всех такая память что ли хорошая и заняться больше нечем как помнить всякую хреноту? Ну прочитал в посте и завтра забыл, когда еще доберешься до фильма/книги и доберешься ли. И что люди книги-фильмы потребляют чисто для результата и gratification что ли? Тогда можно читать краткое содержание где-нибудь, чего время терять. Что один-два факта меняют-то. И да, вот раньше когда все бумажные книги читали, что никто никогда не заглядывал на 100 страниц вперед или в конец книги вообще? Все только линейно и по сценарию? Ну скучно же так. Тем более если ты пишешь пост и выставляешь оценку, но за что — сами догадайтесь. Получается голословно как-то.
Edited Date: 2022-01-23 04:28 am (UTC)

Date: 2022-01-23 04:49 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Шесть лет — приличный срок. Я активно начал читать книги 1,5 года назад, слушать – год назад. Что останется через 6 лет – не загадываю. Надеюсь, что посты о книгах и их обсуждение в жж помогают запомнить чуть лучше.

Люди книги по-разному читают. В детективах загадка, кто преступник и как его раскроют, очень важна. 90% детективов нет смысла читать, если знаешь разгадку. Но даже в драмах мне легче переживать за героев, когда я не знаю, что с ними будет. Я свой прошлый пост о Капице писал так, чтобы те, кто не знают, что он в итоге получит Нобелевскую премию, читали и переживали: получит или не получит. Или его вообще расстреляют при Сталине.

Я могу в следующих постах о книгах или фильмах поэкспериментировать со спойлерами, спрятанными под дополнительный кат. Мои оценки субъективны: если у кого-то со мной вкусы совпадают, то можно читать то, чему я поставил 5/5, и верить, что было, за что книгу похвалить. А если не совпадают, то мои словесные описания могут быть столь же далеки от сути книги, как и мои оценки. Я в комментариях готов больше спойлерить, если люди читали книгу и хотят обсудить концовку и поднятые идеи.

(no subject)

From: [identity profile] saint-dragon.livejournal.com - Date: 2022-01-23 05:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2022-01-23 05:28 am (UTC) - Expand

Date: 2022-01-23 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] annie-celeblas.livejournal.com
О, надо бы "Отель" перечитать, очень плохо помню.
Не согласна, что герои у Стейнбека и Киза — аутисты, они скорее выписаны людьми с очень низкими интеллектуальными способностями (а у аутистов как раз с интеллектом чаще всего все ок). Книгу про собаку не читала, так что тут мнения не имею.
"Граф Монте-Крито" замечательная вещь, особенно если продраться через начало.

Date: 2022-01-23 05:56 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Аутизм – очень широкое понятие. Я не врач, повторяю то, что другие пишут. Марк Хэддон – автор книги о собаке, кстати, говорил, что он в медицинских диагнозах не разбирался, придумал необычного персонажа и не претендует на то, что такие люди вообще существуют.

Мне «Граф Монте-Кристо» сразу понравился. Есть книги, которые начинаются намного медленнее и запутаннее. Самый скучный момент был, когда в середине книги, «Часть 3» началась с совершенно новых героев, путешествующих по Италии. А хотелось продолжение истории Эдмонда Дантеса. Он довольно скоро появился, но осталось ощущение, что роман раздували искусственно, пытаясь запихать туда романтические истории о разбойниках, которыми очень хотелось поделиться с читателем, а на отдельный роман они не тянули.

Date: 2022-01-23 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] 1modelcitizen.livejournal.com
«Граф Монте-Кристо» — одна из моих любимых книг.
«Ребекка» заинтересовала.

Date: 2022-01-23 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Это две книги из этого поста, которым я поставил 5, хотя они очень разные.

В «Ребекке» важно начала не испугаться. Оно покажется странным и бессюжетным, но надо читать дальше, и в итоге станет понятно, что имелось в виду в первых двух главах.

Date: 2022-01-23 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] buddha239.livejournal.com
Разве инспектор полиции кому-то продался?:)

Date: 2022-01-23 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Нет, но его пытались подкупить. И сразу видно, кто внимательно читал ;)

(no subject)

From: [identity profile] buddha239.livejournal.com - Date: 2022-01-23 08:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2022-01-23 08:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] buddha239.livejournal.com - Date: 2022-01-23 08:51 am (UTC) - Expand

Date: 2022-01-23 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] 2born.livejournal.com
В автобиографии Б. Стругацкого "Комментарии к пройденному" (имхо, интереснее самих их повестей) сказано, что в "Отеле" они собирались главгадами сделать неких неофашистов (что ы=было бы, на мой взгляд, гораздо логичнее), но цензура (!) им запретила, и они сделали гангстеров:))

Date: 2022-01-23 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Охотно верю, что автобиография интереснее книг. Может, и прочитаю, но желательно всё же общие представления о творчестве Стругацких иметь. Я не так мало у них читал, но очень давно.

В Википедии эта история рассказывается наоборот: «Внимание цензоров не обошло и это, относительно безобидное, произведение Стругацких.[источник не указан 16 дней] Название было изменено на «Отель „У Погибшего Альпиниста“», а гангстеры заменены на неонацистов». Мне, кстати, было бы с неонацистами интереснее. Гангстеры получились какие-то слишком предсказуемые и опереточные. А неонацисты такими и должны быть.

(no subject)

From: [identity profile] 2born.livejournal.com - Date: 2022-01-23 08:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-01-23 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] callasfan.livejournal.com
Здесь уже вспомнили о фильме "Отель у погибшего альпиниста". Я была свидетельницей того, как эстонские плотники строили в горах Алатау рядом с Алма-Атой архитектурные декорации для фильма. Фильм я смотрела уже десятилетия назад, но помню почему-то только финальную горнолыжную гонку, видимо из-за испытанного зрительского страха. Книги я не читала.

Книга Марка Хэддона (1962–) “The Curious Incident of the Dog in the Night-Time” я читала по наводке тоже несколько лет назад. Я ее запомнила, но прочтя шедевром не сочла.

Слушать книги я пробовала, но мне кажется, что при прослушивании много деталей ускользает в отличие от чтения. Респект вам, если это не так. Нужно быть очень погруженным и не отвлекаться от слушания, чтобы запоминать всё, особенно в длинных и подробных, как Граф Монте-Кристо повествованиях.

Date: 2022-01-23 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Фильм по «Отелю» я, возможно, посмотрю, но не сейчас, года через два. Понял, что мне надо, чтобы я подзабыл сюжет из книги, прежде чем смотреть фильм.

«Загадочное ночное убийство собаки» я шедевром тоже не считаю. У меня она попадает в разряд one-hit wonder: больше миллиона оценок на goodreads очень мало книг набрало, в основном очень известные (верх оккупирован книгами о Гарри Поттере), а тут вырвался писатель, который больше ничем ни до, ни после не смог прославиться. Но многие такие книги-«выскочки» оказываются полными пустышками, а тут мне было интересно читать, особенно начало, и потом сюжетный поворот с матерью мне понравился, но не то, как буднично раскрылось убийство собаки.

Прослушивание книг – компромисс. У меня полтора года назад появилось желание ознакомиться с важными книгами, то есть читать не только для развлечения, но и для изучения авторских стилей, приёмов и построения сюжета. Я начал с чтения глазами электронных версий, но мог одну книгу три недели читать. Перестроился на аудиокниги. Детали неизбежно теряются, но это более полное восприятие, чем просмотр фильма или чтение краткого изложения сюжета. Я себя успокаиваю, что занимаюсь сканированием существующей литературы: если что-то очень понравится, то прочитаю потом глазами.

Я и раньше много лет слушал подкасты и TED лекции параллельно с рутинной работой, поэтому смог перейти на аудиокниги. Начал с перечитывания книг, которые уже знал. Чтобы не запутаться, параллельно в файл делаю пометки с именами героев и основными событиями: в «Графе Монте-Кристо» без них было бы очень легко запутаться, когда он возвращается и сразу много новых персонажей добавляется с запутанными семейными отношениями. Лёгкость восприятия ещё от чтеца сильно зависит.

Date: 2022-01-23 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] feride-hanym.livejournal.com
Вы читаете на языке оригинала или всегда на русском?

Date: 2022-01-23 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Книги, написанные по-английски или по-русски, я читаю (или, что чаще, слушаю) на языке оригинала. Книги, написанные на других языках (например, того же франкоязычного «Графа Монте-Кристо»), обычно читаю по-русски: мне так легче. Но могу и по-английски, если в Сиэтлской библиотеке есть бесплатная аудиоверсия (здесь в комментах упоминали «Девушку с татуировкой дракона», написанную изначально на шведском; я её слушал по-английски).

(no subject)

From: [identity profile] feride-hanym.livejournal.com - Date: 2022-01-23 07:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2022-01-23 07:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-01-23 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] zapiens.livejournal.com
Спасибо за обзор! По поводу спойлеров — лучше без них, или под катом (катами?)

Еще вспоминаются детективы снаружи, внутри что-то другое -

- Рассказы Честертона об отце Брауне
- "День шакала" — исход известен заранее
- м.б. "Отягощенные злом" Стругацких?

Книга, где я ожидал детективного элемента и не нашел его, был разочарован неразвязанными нитями — "Артур и Джордж" Барнса.

Date: 2022-01-24 01:06 am (UTC)
From: [identity profile] vsparrow.livejournal.com
Ну, Барнс и не детектив писал в общем-то :)
и слава богу. Единственная книга Барнса, которую я могу назвать ужасной и портящей впечатление об авторе - как раз классический детектив. К счастью, он издал его под псевдонимом, так что его легко отделить от остального.

"Артур и Джордж" прекрасен, но конечно это попытка литературной биографии, если так можно сказать - лучшей попыткой справедливо считается "Попугай Флобера", зато "Артур" - про Конан Дойля, и это по-своему интересно.

(no subject)

From: [identity profile] zapiens.livejournal.com - Date: 2022-01-24 02:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vsparrow.livejournal.com - Date: 2022-01-24 04:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2022-01-24 01:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zapiens.livejournal.com - Date: 2022-01-24 02:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mihailgurevitch.livejournal.com - Date: 2022-01-30 05:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vsparrow.livejournal.com - Date: 2022-01-24 04:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2022-01-24 04:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mihailgurevitch.livejournal.com - Date: 2022-01-30 05:25 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-01-23 09:39 pm (UTC)
From: [identity profile] unbelievable202.livejournal.com

Химические приключения и убийство собаки не читала. Собака затнтересовала, добавлю в список. Спасибо.

Date: 2022-01-24 12:23 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Буду рад, если моя рекомендация вам пригодится. Книга любопытная и в первую очередь о человеческих взаимоотношениях.

Date: 2022-01-24 01:49 am (UTC)
From: [identity profile] marmot1980.livejournal.com
К графу Монте-Кристо отличное замечание. Мы тоже с Аллой когда слушаем детские аудиокниги, меня больше бытовые детали интересуют. Эх, почему я больше не пишу, есть много что сказать про английских писателей

Date: 2022-01-24 03:01 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
В «Графе» всё хорошо. И мне важно, что Дюма писал о современных ему Париже и Риме (большая часть романа происходит в 1838 году). Когда он пишет мушкетёрах из 17 века, кто его знает, что он взял из воспоминаний и исторических документов, а что сам допридумывал.

Меня на написание таких постов мотивирует то, что я о книгах уже прочитал в Википедии и на книжных сайтах, заметки в файле по ходу чтения сделаны, почему бы не поделиться самыми яркими впечатлениями. И, конечно, комментарии помогают. Если бы мой жж никто не читал, я бы сюда ничего не писал, хватало бы внутренних записей.

Date: 2022-01-24 05:14 am (UTC)
From: [identity profile] tamgdenasnet.livejournal.com
А "Насморк" Лема вы читали?

Date: 2022-01-24 05:35 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Нет, не читал.
Я у Лема в прошлом году прослушал «Глас Господа», который для меня оказался слишком заумным. Хотел дать ему второй шанс с чем-нибудь юмористическим. По аннотации «Насморка» пока ожидаю, что мне не понравится, и тогда я вообще Лема читать больше не буду.

(no subject)

From: [identity profile] tamgdenasnet.livejournal.com - Date: 2022-01-24 05:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2022-01-24 06:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-konst.livejournal.com - Date: 2022-01-24 11:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tamgdenasnet.livejournal.com - Date: 2022-01-25 02:09 am (UTC) - Expand

Date: 2022-01-24 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] sanitareugen.livejournal.com
Агата Кристи имела фармацевтическую подготовку (сдала экзамены на помощника аптекаря), и знание того, какие вещества ядовиты, симптомов отравления и мер помощи у неё было.

Date: 2022-01-24 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Да, я читал об этом. Но в том романе она не просто выбрала стрихнин как один из ядов, а использовала специальные свойства растворимости гидробромида стрихнина, как важную часть детективной загадки. Возможно, всё это было в её аптекарском курсе, как предупреждение о смешивании разных лекарств, и она лишь описала, что будет, если пренебречь этими предостережениями, но меня, как человека с PhD в органической химии, её роман впечатлил больше, чем рассказики о Шерлоке Холмсе, написанные профессорами химии с образовательными целями.

Date: 2022-01-24 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] chigrishonok.livejournal.com
Стругацких не воспринимаю серьёзно, вся их занимательность — только фига в кармане по поводу СССР.
Союза не стало — и Стругацкие сжухлись.
Забавно было бы их переселить в 60-е годы... как и всех "шестидесятников" в Штаты, на хозрасчёт.
и посмотреть, чем бы они там пробавлялись.

Date: 2022-01-24 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Конечно, если бы в СССР публиковали всех западных фантастов, Стругацким было бы сложнее выделиться. Но смог же Лукьяненко стать популярным фантастом в России, когда не было никаких цензурных ограничений, в конкуренции с западной фантастикой всех времён.

Я не фанат Стругацких, но их книги продолжают читать и обсуждать. На ютубе можно найти многочисленные обзоры на «Отель», чем далеко не все книги и их авторы могут похвастаться. Поэтому я и решил к их творчеству вернуться. И раз поставил 4/5, то не всё ужасно устарело.

Date: 2022-01-24 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] panoramov.livejournal.com
Мне "Ребекка" тоже в своё время понравилась. Там такую большую роль играет поместье, что если бы роман был назван "Мэндерли", то я бы не удивился.

У Дюморье есть ещё рассказ "Птицы", по мотивам которого тот же Хичкок снял триллер.

Date: 2022-01-24 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Сериал "Downton Abbey", где дом играет не меньшую роль, они в его честь и назвали. Уверен, что «Ребеккой» они тоже вдохновлялись.

«Птицы» Хичкока я смотрел. Пишут, что от Дюморье там осталась только идея беспричинного нападения птиц на людей, а герои и место действия совсем другие. Фильм мне показался оборванным, незавершённым, но режиссёр решил, что в таком виде он будет более жутким.

(no subject)

From: [identity profile] panoramov.livejournal.com - Date: 2022-01-24 08:26 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-01-30 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] diana-lunit.livejournal.com
А мне до 15 лет была интересна только фантастика. Дюма у меня любимый автор взрослого возраста. В институте у меня увлечения были — Шекспир, Дюма, Ильф и Петров, но после института только Ильфа и Петрова поменяла на Лопе де Вега, Шекспира на Гюго.

Date: 2022-01-30 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
Если вы хотели ответить на отдельные комментарии, то хочу вас предупредить, что все ваших 4 комментария записались к главному посту, и некоторые ваши адресаты ваших сообщений не заметят.

Когда каждый читает то, что нравится, это прекрасно. Плохо, когда в школе из-под палки заставляют читать скучное, или критики восхваляют неинтересные романы по дружбе, а не за литературные качества. У меня никогда не было любимого жанра, я и в школьно-университетские годы, и сейчас читаю самые разные книги. Мне, наоборот, лучше менять жанры и авторов и не читать две похожие книги подряд, иначе они сливаются в голове.

Одно время я думал, что не люблю фантастику, а люблю детективы, но оказалось, что и среди фантастики есть хорошее, и среди детективов плохое. Иногда моё мнение с общественным совпадает, иногда отличается до противоположности. Поэтому пока было невозможно по чужим рекомендациям заранее выбирать только то, что мне понравится.

Date: 2022-01-30 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] diana-lunit.livejournal.com
Решительно протестую! Те, кто говорит такое про Дюма, лишили б меня моей любви, а я с 19 лет и на всю жизнь влюбилась в Рауля де Бражелона, до этого взрослых кумиров я выбрать не могла... До 14 лет главные симпатии были — Алиса Селезнёва и Паша Гераскин, потом думала, кого выбрать кумиром — Остапа Бендера или кого-нибудь из "Марсианского зелья" Булычёва, но народ не понял, и я впала в депрессию, прошло всё в 18 лет, когда я выбрала Шекспира, потом остальных.

Date: 2022-01-30 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] diana-lunit.livejournal.com
И вообще, я в несовершеннолетнем возрасте хотела жить в будущем, поэтому тогда читала про будущее, а в совершеннолетнем — в эпоху Возрождения, поэтому читаю про эпоху Возрождения.

Date: 2022-01-30 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] diana-lunit.livejournal.com
А вы вообще в курсе, что у Дюма есть еще вещи с эротическими сценами?

Date: 2022-01-30 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] sacai.livejournal.com
"Альпинист" — это не детектив, это пародия на детектив. поэтому фильм смотрится хуже, чем книга, там запилили прибалтийский нуар на серьезных щах.
и для пародии там все на месте.

Date: 2022-01-30 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] mihailgurevitch.livejournal.com
Книжка весьма остроумна — читал недавно и именно в этой обложке:)

(no subject)

From: [identity profile] sacai.livejournal.com - Date: 2022-01-31 03:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2022-01-30 05:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sacai.livejournal.com - Date: 2022-01-31 03:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andresol.livejournal.com - Date: 2022-01-31 07:55 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

January 2026

S M T W T F S
    1 23
456 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 10th, 2026 06:04 am
Powered by Dreamwidth Studios